Барельефы на стене: руководство по выполнению

Барельефы на стене: руководство по выполнению

Барельефами можно условно назвать объемное изображение или композицию на поверхности, сделанную из гипса или полимерных материалов. Барельефы или лепнина были популярны в эпоху роскоши в кругах привилегированной знати. Это было связано с тем, что такой ручной труд требовал определённых художественных и архитектурных навыков, которыми обладали далеко не все. Сейчас же барельефы сохранили свой величественный вид. Но сделать его уже можно и самим. Доступность материалов, пошаговые инструкции для работы позволяют создавать барельефы в домашних условиях, не прибегая к посторонним услугам.

  1. Виды барельефов
  2. Необходимые навыки для создания барельефа на стене
  3. Технология выполнения барельефа
  4. Особенности нанесения рисунка
  5. Подготовка поверхности перед нанесением барельефа
  6. Выполнение барельефа на стене из гипса
  7. Материалы и инструменты для выполнения барельефа на стене

Необходимые материалы и инструменты

Для создания барельефа понадобятся некоторые специфические инструменты, которые можно приобрести в строительном и художественном магазинах.

Перечень материалов и приспособлений, которые понадобятся для работы:

  • эскиз изображения;
  • полиэтиленовая пленка;
  • кельма;
  • карандаш;
  • маркер или ручка;
  • трафареты;
  • гипс или гипсовая шпатлевка (также можно использовать глину или алебастр);
  • специальная грунтовка;
  • малярные кисти;
  • мастихины (специальные лопатки разных размеров, которые используют для создания объемных изображений, могут быть пластиковыми или металлическими);
  • скульптурные петли;
  • малярный скотч;
  • резиновые перчатки;
  • для цветных барельефов – колер или краска нужного оттенка.

Подготовка поверхности

Барельеф выполняется на заранее выровненной и оштукатуренной поверхности. Для увеличения сцепления с гипсом или штукатуркой она грунтуется не менее 2 раз. В помещении с повышенной влажностью лучше использовать противогрибковый состав.

Чтобы стена не выглядела идеально ровной, на нее можно нанести основу из акриловой шпаклевки или сатенгипса (тонкозернистого гипса). Для получения рельефной поверхности после нанесения раствора стена обрабатывается валиком или шпателем хаотичными штрихами. Достаточно оригинальный и выпуклый узор можно получить даже с помощью смятой бумаги или пленки.


Получение рельефной поверхности с помощью смятой пленки


Венецианская штукатурка


Создание неровной поверхности с помощью шпателя

Очень оригинально выглядит барельеф с подсветкой. Чтобы не повредить изображение и не засыпать его пылью, светильники для него лучше установить заранее.


Объемное изображение на стене с подсветкой


Барельеф-светильник

Полезные советы по созданию барельефа своими руками

Настоящие объемные конструкции делают только руками. На современном рынке можно, конечно, приобрести уже готовую гипсовую заготовку. Это не придаст атмосфере помещения уникальности и элегантности, из-за которой и ценится конструкция. Поэтому стоит потратить время и силы на создание ее самостоятельно.

Перед созданием «шедевра» нужно потренировать руку. Лучший материал – глина, штукатурка, гипс. Они отличаются мягкостью и пластичностью, что и требуется в случае ошибки. А ошибки неизбежны, к этому надо морально подготовиться и запастись терпением. Вместо холста сгодится фанера с низкой деревянной рамкой.

Для создания объемной скульптуры требуется подготовка основы. Берут либо марсельский воск, либо обычную штукатурку. С помощью шпателя наносят на поверхность, основу (стена, фанера). Первым делом, необходимо разровнять материал, а после – делать рельеф. Для создания рельефа хорошо подходят спонжи, кусочки ткани, поролон, мастихин.

После создания основы делают перенос выбранного изображения на основу – холст. Его прикладывают к поверхности стены или же фанеры. Аккуратно надавливают, чтобы получился «слепок», отпечаток на основе. Это и будет изначальный набросок.

Теперь нужно сделать рисунок объемным. Чтобы достичь этого, делают смесь для лепки. Самый лучший вариант – алебастр. Он становится очень прочным после застывания. Не уступает по прочности бетону. Гипс более хрупкий материал: может крошиться или расколоться. К тому же не любит воды. Смесь готовят из сухого порошка (алебастра) и воды. Тщательно смешивают до однородной консистенции. Теперь можно начинать лепить объем.

Объем создают слой за слоем, постепенно. В процессе создания рельефа может потребоваться создание углублений. Создать их можно двумя способами: выскребанием некоторой части основы или «наращиванием» близ расположенных слоев. На данном этапе к основе крепят заранее сделанные в молдах скульптурные части.

При быстром застывании смеси, время от времени ее смачивают водой. Это помогает продолжать даже медленно продвигающийся процесс.

В процессе «вылепливания» деталей используют не только инструменты (например, мастихин). Большую помощь могут оказывать и пальцы скульптора. После окончания работы необходимо выдержать время для тщательной просушки. Когда конструкция полностью высохла, приступают к шлифовке. В качестве инструментов берут наждачку. Она прекрасно устраняет ненужные слои и выравнивает получившиеся шероховатости.

Теперь, когда работа готова, заключительный этап – крепление к поверхности стены. В случае с созданием барельефа на стене, этот этап не нужен. Композицию клеят на силикон в жидкой форме или специальный клей. Важно хорошо закрепить конструкцию, поэтому на этом материале экономить не стоит.

Легкие» гипсокартоновые стены не рекомендуют украшать таким образом. Основа нужна крепкая, прочная. На заключительном этапе необходимо сделать маскировку всех швов, стыков между стеной и конструкцией.

Методика самостоятельного изготовления матрицы для барельефа

Никаких сверхсложных действий предпринимать не нужно. Следует подготовить такой набор материалов:

— рисунок-эскиз (узоры, линии, геометрические фигуры и т. п.);

— нетолстые листы прочного пластика. Каждый трафарет используется однократно, поэтому следует припасти достаточное количество ПВХ-листов;

— графитовый карандаш, маркер перманентный.

После приготовления, следует выполнить манипуляции в полном соответствии с пошаговой инструкцией:

1. Выбор готового орнамента или самостоятельное его начертание. Можно подобрать интересные варианты на тематических сайтах или в специальных альбомах.

2. Приготовление материала для трафарета. Здесь, нужно очистить лист пластика от упаковки или загрязнений, если таковые имелись. Дополнительно рекомендуется обезжирить его поверхности.

Совет! Оптимальными заготовками для клеше будут листы ПВХ-пластика (толщина 0,14-0,17 мм) для обложек брошюр. Этот материал гибкий, очень прочный и прозрачный, а последнее свойство значительно облегчит перенос рисунка с трафарета-эскиза!

3. Вырезание трафарета. Края на срезах должны быть ровными и чёткими, нельзя допускать образование заусенец или надрезов – они могут испортить будущий трафарет, что в виде неровностей отразится на финишном результате.

4. Нанесение рисунка на пластик. Это можно осуществить несколькими простыми способами:

— используя копировальную бумагу, когда запланированный орнамент напечатан на тонкой бумаге;

— обводка контуров узора, подложенного под лист прозрачного пластика;

— аккуратное очерчивание вырезанных из плотного картона форм.

Подсказка! Чтобы не происходило смещений, необходимо лист с основным рисунком надёжно закрепить скотчем к поверхности пластикового листа!

Советы и рекомендации по созданию барельефа из гипса и шпатлевки

Есть несколько хитростей, которые могут облегчить первые шаги начинающих мастеров:

  • Не стоит сразу браться за осуществление индивидуальных проектов. Можно начать с небольших медальонов, отлитых по готовым силиконовым формам, которые продаются в строительных магазинах. Изделие фиксируется на базовой поверхности с помощью клея ПВА.
  • Чтобы не проводить многочисленные эксперименты, подбирая соотношение сухой смеси к воде, рекомендуется покупать уже разведенные шпатлевки.
  • Для разведения состава рекомендуется использовать разрезанный напополам резиновый мяч. Стенки такой самодельной емкости легко очищать от остатков застывшей смеси.

Барельеф, сделанный своими руками, является не только уникальным украшением, но и поводом для гордости хозяина дома.

Грунтовка поверхности

Первоначальным этапом всей работы будет являться грунтовка используемой поверхности.

Рисунок для беральефа

Следует определиться с выбором рисунка, сюжет которого можно найти в интернете. В данном нашем случае, мы разберём изображение виноградной лозы вместе с листьями и гроздьями.

Перенос рисунка барельефа, делаем объем

Рисунком распечатываем и переносим его на прозрачную поверхность, здесь можно использовать обыкновенный целлофан. Далее приступаем к работе с гроздьями. Здесь можно выделить два способа, образования гроздьев винограда:

1) сделать его при помощи пластилина;

2) выполнять и создать форму с использованием силиконового материала.

Если, вы решили остановиться на втором варианте, то выполнить его следует, руководствуясь следующими правилами работы:

Используем небольшое количество пластилина для того, чтобы сформировать виноградинку, а также необходимо создать корытце, которое будет служить формой для силикона.

Слепленную ёмкость, которая была выполнена на основе пластилина, заполняем обыкновенным строительным герметикам, лучше всего использовать на силиконовой основе.

Из застывшей формы достаём пластилиновую конструкцию. На основе такой технологии, изготавливаем нужное количество виноградинок.

Из гипса образовываем смесь, по густоте схожую со сметаной. Если у вас нет гипса, то здесь можно использовать алебастр. Полученным раствором заполняем всё содержимое формы. Через короткий промежуток времени, около пары минут, готовые гроздья можно извлекать.

Подготовка поверхности

Продолжаем вести дальнейшую работу с поверхностью стены. Наносим на поверхность стены слой сатенгипса. Сатенгипс – это специальный строительный материал, предназначенный именно для таких работ. Если, у вас нет такого раствора, то можно использовать акриловые шпаклёвки.

С помощью валика, по не высушенному слою, формируем нужную нам поверхность.

Крепим гроздья винограда

После всей обработки, в образовавшийся слой крепим, путём надавливания, созданные виноградинки, образовывая тем самым гроздья винограда, которые вы запланировали.

Делаем листья на барельефе

Сразу после создания гроздьев, пока шпаклёвка ещё не совсем успела высохнуть, приступаем к формированию листьев. Листья создаются путём их переноса с трафарета, или образца, на заранее размеченное место среди созданных гроздьев. После того, как контур скопирован, ещё раз тщательно грунтуем поверхность и даём ей основательно высохнуть.

Делаем барельеф листа объемным

Проводим работу по созданию листа. Здесь, в качестве инструмента можно применить всё, что угодно – это может быть и зубочистка, и хорошо заточенная спичка, или профессиональные инвентарь, типа мастихинов.

Для работы, на этом этапе, потребуется густой раствор шпаклёвки, которую необходимо разместить по намеченному контуру. При помощи подручных средств создаём форму листа, сделав его края зубчатой формы. Стараемся выполнить и передать все особенности листа, включая и его изгибы, и неровности, создаём так же прожилки и стебельки.

При выполнении данной техники можно использовать шприц, заправив его раствором шпаклёвки. Такой метод будет намного эффективнее и проще. Если, это получится, то изображение будет выглядеть, как живая гроздь.

Грунтовка готового барельефа

Самым завершающим этапом будет являться очередная грунтовка, после которой, вы можете покрыть получившейся пейзаж водоэмульсионными красками, либо оставить так, как есть. Вся дальнейшая работа, проводится на ваше усмотрение и пожелание.

Крепление барельефа

Ваш барельеф готов. Теперь дело остается за малым – вам нужно прикрепить творение к стене. Для этого нужно очень тщательно выровнять стену и прикрепить к ней рейки-маячок, чтобы барельеф получился ровным. Тонкие плиты можно крепить с помощью специального клея непосредственно на стену. Для слишком толстых и массивных изделий лучше сделать небольшое «гнездо» в стене.

Далее барельеф нужно отшлифовать, прогрунтовать и декорировать так, как вам хочется. Проще всего просто вскрыть изделие лаком или слоем однотонной краски. Но можно и проявить больше творчества, покрасив барельеф разными цветами.

Как сделать барельеф?

Мы составили для вас пошаговый гайд, который поможет понять схему создания. Если у вас не так много опыта в ремонте, то в качестве материала лучше выбрать штукатурку на гипсовой основе и сам гипс. С ними работать легче всего.

Вот, что вам потребуется в работе:

— Несколько видов кистей, резаки и карандаш или маркер.

— Малярный скотч и пленка, чтобы огородить пространство и сделать эскиз.

— Материал для создания барельефа: шпаклевка, гипс, грунт, марсельский воск или то, что выберете вы.

— Дополнительные материал, например, пластилин, картон или другие предметы декора.

— Акриловая краска, если собираетесь делать цветной барельеф.

Когда все материалы на руках можно приступать к работе.

Первый этап

Для начала нужно собрать подобие ящика из фанеры. По размеру он должен совпадать с местом, где будет размещен барельеф. Если ящика нет, то сойдет коробка конфет, подходящая по размерам. На этом же пункте надо перенести на пленку эскиз, а также сделать заготовки элементов из гипса.

Второй этап

Сделанную форму нужно застлать полиэтиленом. Посмотрите, чтобы не было складок или остался самый минимум.

Третий этап

Раствор для создания рельефа и шпаклёвания стены нужно замесить в соответствии с инструкцией, которая есть у каждого производителя. Заливаете его в форму, где лежит полиэтилен. В это время можно нанести шпаклёвку на стену и начать создавать рельеф с ее помощью.

Четвертый этап

Всю смесь, которую залили в форму, нужно оставить на время, чтобы дать ей схватится. Время должно быть указано на упаковке. Пока что можно выложить сделанные заготовки из первого пункта, если они есть.

Пятый этап

Сейчас пора переходить к самому моменту создания барельефа. Первым делом нужно нанести контур выбранного орнамента, а потом постепенно увеличивать объем в границах контура. Делать это нужно послойно, иначе получится каша, которая чуть погодя отвалится. Между слоями должно быть время, чтобы раствор успевал твердеть, но не до конца. В этом плюсы штукатурки на гипсовой основе. Если материал еще влажноватый, то его легко можно корректировать в случае ошибок. Количество слоев зависит от вашего вида барельефа и эскиза. Вы сами можете решить, насколько выпуклым он будет. Дополнительные элементы украшения лучше выложить после работы с раствором, когда она закончена. Окрашивать его нужно только на последней стадии работы.

Собственно, на этом всё, что требуется сделать. Сейчас мы рассмотрим несколько примеров с конкретными эскизами и их нюансами, чтобы понять очередность работы наверняка.

Один из самых популярных декор – цветы. Частенько используются лилии и розы.

Начнем с лилий. Первым делом обозначаем пространство для декорирования с помощью малярной ленты.

— Теперь время шпаклевать и грунтовать стену, естественно, с перерывами на высыхание. Наш совет – использовать краску-грунт. Содержащиеся в нем песчинки создают шероховатую поверхность, которой лучшее сцепления со следующими элементами отделки. Время высыхания грунта стоит посмотреть на упаковке продукта.

— После грунтования нужно нанести на стену марсельский воск, в среднем, чтобы он высох нужно подождать около трех часов.

— Теперь можно крепить пленку и переносить эскиз на стену. Один край должен быть свободным, чтобы приподнимать его. Но сначала хорошо прорисуйте его на пленке. Лилии могут выглядеть и быть такого размера, которого вам захочется.

— Здесь для работы понадобятся кельма и мастихин. Нужно будет наносить воск по нарисованному эскизу. Так как у марсельского воска белый цвет, вам предстоит подкрасить отделываемый элемент. Идеально подойдет раствор воды с подкрашенной макловицей, но нужно будет дождаться высыхания воска. Добавлять цвет нужно, чтобы увидеть недоработки, например, где плохо прорисованы очертания и т.д. Для того, чтобы сделать аккуратный барельеф с марсельским воском – уйдет очень много времени, так что не стоит торопиться в этом деле. Пусть лучше каждый слой будет сделан на славу, чем конечная работа получится разочаровывающей. Когда барельеф получится идеальной для вас формы, то нужно будет дать ему просохнуть и покрыть краской из акрила. Расцветка может быть абсолютно любая. Чтобы сохранить долговечность барельефа нужно зафиксировать покрасочные работы с помощью «отточенто», лучше на два слоя, чтобы каждая деталь рельефа была проработана. Использовать можно любой состав со схожем функционалом.

Теперь разберем второй пример – Розы. По сути, процесс точно такой же, как и с лилиями. То есть наносится штукатурка и грунтовка, работа с марсельским воском и эскизом на пленке, а потом само послойное создание барельефа. Разница лишь в эскизе и конечной расцветке. А так все закрепляющие элементы будут точно такими же. Совет для роз: прорабатывайте бутоны влажной губкой для придания натуральности лепестков. Вручную это будет слишком сложно. Можно добавить розам возраста и покрыть патиной конечный результат или для объемности сделать цветы бронзовыми.

Можно пойти немного другим путем и попросить специалиста сделать шаблон, что ускорит процесс и позволит сделать меньше ошибок.

Как вы заметили, создание барельефа процесс долгий и может растянуться на несколько дней, плюс ощутимо бьет по финансам, но зато результат того стоит. С помощью описанной нами инструкции, вы можете создавать рисунки любой сложности, потому что процесс везде будет один. Конечно, не стоит начинать со сложных орнаментов и стоит набирать руку и процесс.
Так что удачных экспериментов и легкой работы!