Устройство и изготовление отмостки вокруг гаража

Устройство и изготовление отмостки вокруг гаража

Отмостка является завершающим этапом строительства гаража, на котором большинство автолюбителей стараются сэкономить. Однако опытные строители рекомендуют предпочесть устройство и изготовление отмостки в недорогом варианте строительства гаража без защиты фундамента от избыточного увлажнения и разрушительного воздействия корневой системы растений. Современный ассортимент материалов позволит создать отмостку на любой вкус: красиво оформить гараж при выборе брусчатки, надежно защитить фундамент от воды геотекстилем или предпочесть покрытие, которое легко отремонтировать – тротуарные плиты.

Обустройство отмостки перед гаражом

Этот тип работ выполняется на этапе возведения стен постройки, что обусловлено увеличением количества влаги, стекающей к цоколю и основанию. Для усиления конструкции рекомендуется использовать арматуру.
По периметру отмостки укладывается утепляющий слой, а сверху материалы, которые не пропускают влагу. Для финишной отделки используется цемент и песок, а для декорации – тротуарная плитка, кирпичи, камни, асфальт.
При укладке защитного пояса незначительно увеличивается стоимость строительства, но в результате обеспечивается нормальное функционирование и целостность здания. Многие задают вопрос, как обустраивается отмостка к гаражу, что выбрать при установке этого элемента.

Отмостка мягкого типа требует больше затрат времени и материалов. В этом случае устанавливается бетонное основание. На слой песка сверху укладывается брусчатка или плитка, которая гармонично вписывается в дизайн территории возле дома. После того, как выбран тип архитектурного элемента приступают к обустройству.
Размеры и монтаж отмостки перед входом в помещение отличаются необходимостью использования дополнительных элементов. Обустройство площадки или плиты предусматривает укладку дренажного канала под водосточным желобом.
При заливке бетоном от металлической балки порожка до отверстий дренажа делают уклон. Поверхность плиты располагается так, чтобы обеспечить сток воды. Монолит заливают отдельными секторами шириной 50-70 см. Это мероприятие позволяет избежать деформации плиты при проседании грунта. Дренаж выводят в сторону от цоколя здания на 2-3 м.

Правила устройства отмостки гаража

Создание защиты фундамента дома – это основа любого строения. Устройства отмостки гаража это не очень затратный процесс, который можно реализовать самостоятельно.

Итак, что такое отмостка гаража своими руками и как ее сделать? Рассмотрим этот процесс пошагово:

  1. Первым делом необходимо произвести выемку грунта по всему периметру гаража, глубина выемки должна быть 15-20 см. Днище канавы поливают специальным раствором – гербецидом, который уничтожает корни растений. Делается это для того, чтобы предотвратить дальнейшее возможное прорастание корней сорняков, деревьев, кустов.
  2. Второй этап – выполнение непосредственно самой отмостки. В приготовленную траншею укладывают и утрамбовывают слой песка, толщиной приблизительно 10 см (можно больше).
  3. Следующий слой – щебень. Ширина слоя щебня тоже должна составлять примерно 10 см.
  4. Поперек отмостки ставятся на ребра деревянные рейки и обмазываются битумом. При этом отмостка перед гаражом, требует обязательного небольшого уклона, для того, чтобы обеспечить слив воды от гаража.
  5. Далее – укладка бетона. В этом процессе рейки служат своеобразными разделителями сплошного бетонного покрытия на участки. И они же предохраняют отмостку от трещин.
  6. Заключительный этап – железнение, то есть присыпание сухим цементом. Когда все этапы завершены, готовую отмостку покрывают влажной мешковиной и выдерживают от 2 до 7 дней, чтобы бетон лучше застыл и стал крепким. При этом мешковину нужно периодически смачивать.

Основные принципы

Сделать отмостку не составит труда, но надо помнить о главных правилах. Во-первых, учитывается высота цоколя. Она должна базироваться на типе материала, который пошел на строительство защитной полосы. Если использовались брусчатка или бетон, то высота цоколя должна быть от 50 см. Во-вторых, обращается внимание на уклон от стен, который должен быть 1,5 %. Он является гарантом отвода воды от здания.

Создать его можно, утрамбовав землю в траншею. В-третьих, обязательно должен быть зазор между отмосткой и стеной. Его целью будет ликвидация нажима отмостки на стены здания. Если зазора не будет, то в зимнее время будет повреждаться наружная поверхность фундаментной стены. Для того чтобы его сделать, надо заполнить компенсационный шов песком и щебнем шириной 1-2 см. Можно просто воспользоваться рубероидом.

Таким образом, при создании отмостки перед гаражом нужно учитывать множество нюансов. А выбор материала для ее устройства зависит как от желания владельца, так и от его бюджета.

Создание отмостки твердого типа

Далее мы опишем пошаговый процесс создания защитного пояса, который может быть использован вами как инструкция для самостоятельной работы. Нам потребуется речной песок, щебёнка мелкой или средней фракции, цемент марки М-300 или выше.

Процесс создания выглядит следующим образом:

  • Первым делом необходимо произвести выемку грунта по периметру гаража на глубину 40 см и с шириной от 60 до 100 см от стенки фундамента (см. Устройство фундамента под гараж: выбираем правильный вариант), после чего основание тщательно утрамбовывается. Рекомендуется обильно полить грунт раствором специального гербицида, который уничтожит корневую систему растений и предотвратит прорастание под отмосткой.
  • Затем на дно канавы укладывают слой речного песка с толщиной 10-15 см и так же тщательно утрамбовывают.
  • Следующим слоем укладывается щебёнка толщиной 10 см и утрамбовывается максимально плотно. После чего устанавливается опалубка и укладывается арматура в виде сетки, как показано на рисунке ниже.

Опалубка и армирование отмостки

Важно. Как видно на фото, поперёк отмостки устанавливают деревянные доски, которые будут разделять заливаемое бетоном пространство на секции. Эти доски перед укладкой пропитывают антисептиками и желательно покрыть битумной мастикой. Они служат амортизаторами для бетона во время расширения или усадки при воздействии перепадов температур и предотвращают растрескивание.

  • Последним шагом производится заливка бетона, но перед этим фундаментная часть строения очищается от мусора и грунтуется для лучшего сцепления с бетонной отмосткой.

После того, как отмостка своими руками гаража создана, её накрывают мешковиной на 3-5 дней. При этом мешковину нужно периодически смачивать для обеспечения равномерного застывания раствора.

После застывания можно дополнительно оштукатурить бетонное основание, только в штукатурный раствор добавить специальный полимерный пластификатор. Этот слой закроет установленные доски и полностью предотвратит растрескивание.

В заключение рекомендуем посмотреть тематическое видео.

Отмостка вокруг гаража строим своими руками

Конструкция отмостки во многом зависит от расположения гаража и особенностей его устройства. Например, в гаражном кооперативе гаражи зачастую строят по так называемой схеме с общими стенами. В этом случае гаражи в ряду имеют общую стену с боковыми соседями, а в некоторых случаях делают общей и заднюю стенку. Это наиболее простой и удобный способ предохранить фундамент от проблем с промерзанием и пучением грунта, требуется только грамотно изготовить отмостку перед входом в помещение.

Если коробка здания не имеет «соседей», отмостку необходимо изготавливать так же, как и для обычного частного дома.

По контуру коробки здания отрывается ленточный котлован, глубиной не менее 25-30см и шириной не менее 70-80 см. На дно котлована выкладывается и тщательно уплотняется трамбовкой слой глины с отсевом. При этом на поверхности формируют уклон в 5-7 о от стен гаража. На сформированное основание укладывается толстая полиэтиленовая пленка, один край которой приклеивают битумом к стенам гаража. Далее отсыпается слой крупного песка и аккуратно выравнивается под будущую заливку бетона. Чтобы край будущей ленты из бетона был приподнят над грунтом, по внешнему контуру котлована устанавливают доску опалубки высотой в 10-15 см.

Размеры и устройство отмостки перед входом в помещение чаще всего отличаются от остальной ленты. Во-первых, размеры плиты чаще всего увеличивают до одного-трех метров, превращая ее в площадку для автомобиля перед гаражом. Во-вторых, непосредственно под водосточным желобом, но не более чем на 40-50 см от порога, перед бетонированием в песок укладывают дренажный канал так, чтобы верхняя часть перфорированной асбестоцементной трубы не закрывалась слоем бетона.

В процессе бетонирования от металлической балки порожка до линии отверстий дренажной трубы делают сливной уклон поверхности. Аналогичный уклон выполняется на остальной части плиты. Саму плиту отливают из бетона отдельными секторами, шириной по 50-70см. Это позволяет избежать растрескивания бетона при проседании грунта.

Вывод из дренажной трубы отводят в сторону от гаража, не менее чем за 2-3 м от цоколя здания.

Участок перед гаражом может выглядеть по-разному. Главное, чтобы он выполнял свои основные функции, которые были отмечены выше. Дальше рассмотрим варианты и хитрости обустройства отдельных составляющих рассматриваемой площадки.

Чаще всего встречается три варианта:

Отмостка

Одно из простых решений. По факту это полоса из бетонного раствора или асфальта, которая выкладывается от гаража, по направлению к дороге или выезду под небольшим углом. По разным данным угол может варьироваться от 6 до 25 градусов. Такие значения позволяют беспрепятственно стекать влаге, предотвращают появление сильных наледей и не сильно усложняют парковку авто.

Стяжка

Представляет собой армированную плиту, залитую цементно-песочным раствором. Такой вариант обустройства предполагает несколько этапов работы, но при этом позволяет получить ровную поверхность, которая будет долго сохранять привлекательный внешний вид и выполнять свои основные функции. Чтобы сделать стяжку нужно:

  • Убрать верхний слой грунта.
  • Уложить по очереди два слоя песка и каждый из них утрамбовать и полить водой.
  • Выложить сверху слой щебенки.

Для отделения стяжки и фундамента гаража или других строений используют линокром

  • Установить опалубку из дерева.
  • Залить основную часть бетоном с щебнем с использованием выброуплотнителя.
  • Далее выложить арматурную сетку.
  • Приготовить раствор без щебня из цемента, песка и пластификатора и залить его до верха.
  • Выровнять все в один уровень.
  • Накрыть пленкой.

Для наилучшего эффекта, готовую стяжку нужно еще в течение недели поливать водой, но беречь от осадков (для этого используют пленку). При высокой влажности и отсутствии признаков пересыхания бетона под пленкой, можно поливать его водой пару дней. Выполнять работы необходимо в теплый сезон, когда не предвидятся заморозки. Максимальную прочность готовая плита приобретет в течение 2-3 недель.

Иногда рекомендуют использовать специальные накладки по ширине колес: из металла или других материалов. Они улучшают сцепление покрышек с поверхностью и делают более безопасным заезд при любой погоде.

Стяжка может выступать выравнивающим элементом, в случае, если грунт слишком рыхлый и мягкий для использования других вариантов

Пандус

Это пологая площадка, размещенная под определенным углом (по действующему СНиПу 21-02-99 не более 10%), которая используется для проезда авто (и не только) на высотные уровни.

Считается, что, чем более пологий пандус, тем удобнее его использовать. Но данный параметр напрямую связан с площадью перед зданием и особенностями размещения самого гаража (на возвышенности, в подвальном помещении и т.д.)

  • Прямые.
  • С поворотом.
  • С подъемом.
  • Со спуском.

Для удобства использования и безопасности водителя используются стены либо ограждения, которые предотвращают возможные съезды с пандуса и возникновение чрезвычайных ситуаций с угрозой жизни.

Длина пандуса в среднем составляет около 5 метров, а ширина больше ширины ворот на 0,3-0,5 метра.

Для предотвращения попадания воды в гараж всегда обустраивают грамотную ливневку — чаще всего это вариант, который представляет собой боковую бетонную канавку под решеткой. Простой, действенный и эстетичный способ решить вопрос. Глубина желобков должна рассчитываться, исходя из количества осадков в конкретной местности.

Также справиться с попаданием осадков в помещение помогают, так называемые, контрпандусы — их ставят по направлению в противоположную сторону от основы пандуса. Они могут быть из разных материалов. Самый простой в эксплуатации вариант состоит из резины. Кроме прочего, такие «помощники» упрощают въезд, делая его более мягким и плавным.

Материалы

Вариантов очень много и каждый имеет свои преимущества, которые мы рассмотрим:

Дерево

Материал для простого и быстрого изготовления пандуса нужны доски, брусья, пила, саморезы либо, на крайний случай, гвозди. Особенно практично дерево для дачных гаражей или объектов, которые используются сезонно. Среди недостатков: необходимость обновления через 2-3 года, сложности при использовании для авто с очень большим весом (фургончики, грузовики и т.д.), относительно непривлекательный вид (на фоне бетонного или железного строения такая установка будет выглядеть простовато и как будто не к месту).

Для продления периода использования можно использовать разные влагозащитные пропитки, краску либо каждый раз после эксплуатации прятать в сухое место

Металл

Еще один вариант из разряда «дешево и сердито», который подходит для обустройства очень коротких заездов. Главное, что нужно учесть — вес авто и грунт перед гаражом. Исходя из этого нужно подобрать лист или решетку нужной толщины. Если выбрать слишком тонкое изделие, использовать его можно будет 1-2 раза, и то если повезет. Заезд может быть как монолитным, так и состоять из двух отдельных полос, расположенных в соответствии с шириной колес.

Для продления срока использования изделий следует выбирать антикоррозийные сплавы, а также специальную краску для покрытия. По возможности такой вариант стоит выбрать при наличии навеса перед въездом, чтобы минимизировать влияние осадков.

Бетон

Один из наиболее часто используемых материалов. В зависимости от частоты и обильности осадков в регионе, а также от наличия навеса над заездом выбирают разные марки бетона. Обычно Останавливаются на 300, 400 или 500, а песок рекомендуют брать речной с фракцией 1-1,5, воду без лишних солей и кислот, относительно нейтральную. Раствор обязательно укладывать, следуя технологии. Чтобы готовая работа максимально долго сохраняла рабочее состояние — не деформировалась от перепада температур и большого количества осадков, промерзания почвы и т.д. А также не крошилась.

Асфальт

Или асфальтная крошка — простой и практичный вариант. Требует учета определенной технологии. Перед слоем асфальта нужно сделать подушку, хотя бы из щебня. Для максимального периода беспроблемной эксплуатации стоит хорошо утрамбовать крошку — для этого можно воспользоваться услугами специалистов или взять в аренду асфальтоукладчик, если такая возможность имеется.

Такие площадки влагоустойчивы, легко переносят взаимодействие с солью и другими веществами, а также перепады температур, имеют хорошее сцепление с шинами.

Резина

Обычно используется в виде маленьких пандусов или просто верхнего покрытия. С ее помощью основу из бетона защищают от осадков и УФ-излучения, что позволяет продлить использование заезда в целом.

Плитка

Один из самых непростых в подготовке, но интересных внешних способов обустройства площадки перед гаражом. Среди преимуществ рассматриваемого материала:

  • Износоустойчивость.
  • Прочность.
  • Влагоустойчивость.
  • Эстетичный вид.
  • Стойкость к температурным перепадам.

Для укладки плитки, как правило:

  • Убирают верхний слой почвы.
  • Создают подушку из песка, щебня по необходимости.
  • Укладывают геотекстиль.
  • На слой цементного раствора сверху укладывают плитку.
  • Утрамбовывают.

Плиты ЖБИ

В некоторых случаях используют и такой подход. Просто выкладывают плиты под нужным углом, используя для фиксации и отделки удобных порожков мини-пандусов цемент. Главное, правильно продумать всю конструкцию, чтобы она была устойчивой. Иначе владелец авто и гаража рискует получить недолговечный въезд, который просто просядет через время. Либо поцарапанную/помятую машину, которая своим весом однажды сдвинет плиту и сама с ней упадет или скатится.

Какие функции выполняет

На отмостку возле гаража возлагается несколько функций:

  • обустройство защитной полосы от прорастания сорняков;
  • отводы воды после дождя и снега от фундамента;
  • пандус для облегчения заезда на входную балку ворот;
  • теплоизоляция фундамента и подвальных помещений;
  • защита от пучения зимой грунта перед въездом в гараж.

Внимание! Опалубка для заливки отмостки ставится на тот момент, когда стены гаража подняты на 70 % от всей высоты.

Некоторые пренебрегают необходимостью сделать опоясывающий здание слой. Это грозит последствиями:

  1. Скопление большого количества воды приводит к вспучиванию почвы при морозах. Поднятие земли может помешать распахнуть створки ворот.
  2. Вода у стен будет постепенно впитываться в материал; в морозы она расширяется в порах и постепенно разрушает его.
  3. При морозах почва не только вздыбливается, но и давит на стены. Вне зависимости от их толщины и материала такая нагрузка приводит к образованию трещин, деформации.

Обносить отмосткой только часть строения разумно только в засушливом и теплом климате. В любом другом случае желательно предусмотреть ее наличие по всему периметру еще на этапе строительства.

В гаражных кооперативах заливают только зону у ворот, когда боковые, а часто и задняя, стенки являются общими с другими гаражами.

Прежде необходимо сказать пару слов о пучинистых грунтах, поскольку строительство на этом типе грунтов очень распространено в нашей стране.

Пучинистыми называют все глинистые грунты (к ним относятся: глины, суглинки и супеси) с высоким уровнем грунтовых вод. Глина в пучинистых грунтах хорошо задерживает влагу, и почва при замерзании расширяется во все стороны, что может приводить к подъему строений, расположенных на ней.

Для мелкозаглубленных строительных работ борьба с пучинистостью грунтов заключается в изъятии части грунта под постройкой и заменой его материалами, не удерживающими влагу. Дополнительно принимаются меры от промерзания грунта рядом с постройкой; для этого грунт утепляется, например, пенополистиролом.

Как залить въезд в гараж? Как правильно забетонировать? Этапы работ по обустройству и бетонированию стяжки:

  1. Вынуть грунт на глубину примерно 40 см по размеру будущей стяжки.
  2. Уложить первый слой песка (песчаной подушки), плотно утрамбовать, пролить водой.
  3. Уложить второй слой песка, утрамбовать, пролить водой.
  4. Уложить слой мелкофракционной щебенки до верха вырытого котлована.
  5. Если стяжка организуется не на всю длину автомобиля, оставшееся расстояние можно засыпать слоем щебенки, предварительно сняв растительность в месте засыпки и уложив геотекстиль (чтобы щебенка не тонула в земле).
  6. Отделить будущую стяжку и фундамент, используя полосу линокрома в случае, если не планируется привязывать стяжку к фундаменту гаража. Между стяжкой и рамкой ворот оставить зазор примерно 3 см.
  7. Изготовить опалубку их досок на три стороны. Опалубку можно изготовить из доски толщиной от 25 мм. Тщательно закрепить опалубку (можно присыпать ее щебнем с внешней стороны по всей площади досок), выведя ее по уровню ровно горизонтально. Доски можно смазать специальным маслом для опалубки, чтобы потом было легче отделить их от бетона, не повреждая стяжку. Для этих целей хорошо подойдет смазка Hormusend HLV-37.
  8. Выложить на подушку из щебенки по всей площади утеплитель (плиты пенополистирола экструдированного толщиной 5 см).
  9. Связать каркас из арматуры под заливку раствора со щебенкой.
  10. Для приготовления раствора можно добавлять «Фейри» как пластификатор.
  11. Залить основной бетонный слой, используя виброуплотнитель.
  12. После укладки основного бетонного слоя положить на него сетку с ячейкой 50х50 мм (арматурную).
  13. Замешать раствор, не добавляя на этот раз щебень (только пластификатор, цемент, песок), залить финишную стяжку.
  14. Выровнять финишную стяжку, используя для этого доску.
  15. Провести железнение стяжки после появления достаточного количества влаги на поверхности стяжки.
  16. Получившуюся стяжку сразу укрыть для защиты от птиц и животных на время сушки.

Бетонная стяжка наберет полую прочность примерно через 15 дней. Стяжку необходимо поливать в течение 5 – 7 дней, чтобы она постоянно оставалась влажной. Так же стяжку можно накрыть пленкой, и если будет поддерживаться достаточная влажность стяжки, ее можно не поливать.

Размеры и материалы для изготовления:

  • цемент марки М400;
  • песок, толщина слоев: 15 см. каждый;
  • щебень, толщина слоя: 10 см;
  • бетон, толщина слоя: 15 см;
  • пропорции раствора для основного бетонирования: песок – 3, цемент – 1, щебень – 5;
  • пропорции раствора для финишной стяжки: песок – 4, цемент – 1.

«Фейри» в роли пластификатора делает раствор эластичнее (из-за добавки глицерина). Соотношение: 1/3 стакана пластификатора на 1/4 кубометра раствора.

А тут видео, о том как сделать отмостку для гаража.

Устройство въезда в гараж позволяет создать удобную и хорошо видимую площадку и позволяет автовладельцу уверенно и точно направлять свой автомобиль. Вода, скапливающаяся у порога, так же не проникает внутрь гаража, если перед ним установлено правильно выполненное въездное устройство.

Потраченные силы на обустройство гаража с лихвой окупаются удобством и хорошим настроением автовладельца от легкой и безопасной его эксплуатации.