Крыльцо из тротуарной плитки: поэтапный процесс укладки

Крыльцо из тротуарной плитки: поэтапный процесс укладки

Тротуарная плитка широко используется во всем мире для изготовления пешеходных зон, дорожек или других уличных покрытий. При этом отрасль по изготовлению и использованию этого материала очень быстро развивается и активно применяется и в других областях строительства. Именно поэтому вопрос о том, как создать крыльцо из тротуарной плитки своими руками очень интересует современных мастеров.

Любительское фото конструкции созданной на основе подобной плитки

Выбор материала основан на предпочтениях хозяев загородного участка, общем оформлении фасада жилого дома:

  • под фасады из натурального камня лучше подходит керамогранит, гранит;
  • лучшее решение для отделки лестничных конструкций, которые находятся под постоянной нагрузкой, — клинкерная плитка;
  • для стандартного крыльца загородного дома подойдет тротуарная плитка.

Практичность использования тротуарной плитки:

  1. Простая техника монтажа. Укладку тротуарной плитки можно выполнить своими руками без привлечения опытных строителей.
  2. Доступность материала. Плитку для покрытия тротуаров часто применяют в качестве временного перекрытия строительной площадки, при выполнении ремонтных работ фасадов зданий.
  3. Низкая стоимость по сравнению с дорогим керамогранитом и клинкерными плитами.
  4. Для отделки зоны крыльца можно использовать отходы цементно-песчаной плитки, которая использовалась для покрытия дорожки и площадки, прилегающей к жилому зданию.
  5. Поверхность тротуарного покрытия, в отличие от керамогранита, менее скользкая, не требует специальной посыпки зимой во время гололеда.
  6. Существует возможность подобрать облицовку любого цвета, дополнительно декорированную мозаикой из разноцветного стекла, с флюоресцирующей поверхностью.

Недостатки тротуарной плитки:

  • повышенный износ материала;
  • выкрашивание поверхности под воздействием морозов и переувлажнения.

Но данные проблемы можно предотвратить с помощью специальных пропитывающих составов. При использовании такого покрытия рекомендуется иметь на случай ремонта красящий тонер и металлическую форму для самостоятельного изготовления материала.

Монтаж тротуарного покрытия на бетонное основание — это надежный и простой вариант.

  • заливка фундаментного основания под массивную ступенчатую конструкцию из бетона;
  • изготовление опалубочного каркаса;
  • заливка песчано-цементного раствора в опалубку.

Инструкция по изготовлению ступеней:

  1. На участке, примыкающем к входной двери здания, делается разметка согласно чертежам лестничной конструкции и выполненным расчетам. Вырывается яма под основание, устанавливается армирующий металлический каркас (чем он жестче, тем меньше впоследствии прогиб лестничного марша и риск скалывания облицовочной плитки).
  2. Для заливки ступеней изготавливается съемная деревянная опалубка и надежно фиксируется на фундамент.
  3. Осуществляется бетонирование конструкции (для раствора рекомендуется использовать цемент марки М100).
  4. Прежде чем демонтировать опалубочную конструкцию, цементной массе необходимо дать полностью просохнуть и набрать свои прочностные характеристики. Летом для этого достаточно 3-4 суток, в остальное время 8-10 суток.
  5. Перед облицовкой бетонные поверхности очищаются от строительной пыли и обрабатываются специальным составом глубокого проникновения, изготовленного на основе акрила.
  6. Укладка плит начинается с проступи верхней ступени лестничной конструкции. Каждое изделие перед посадкой на клеевой состав обрезается по размеру. Торец плитки должен выступать над вертикалью подступенника на расстояние, равное сумме толщин клеевого слоя (0,7-1 см) и самого облицовочного материала. По аналогичной технологии облицовываются подступенники.

После завершения отделочных работ плиточные швы на половину глубины затираются акриловой грунтовкой, смешанной с песком, оставшееся пространство — мелким песком.

Советы специалистов:

  1. На проступи не рекомендуется укладывать заготовки, которые меньше размера цельной плитки в 1/3 раза.
  2. Если ширина проступи больше габаритов одной плитки, лучше одинаково обрезать и уложить 2 изделия.
  3. Верхняя кромка проступи нахлестывается на торцовую часть подступенника. При этом вылет капельной каймы должен находиться в пределах 10-15 мм.

Отделка бордюрного крыльца

Бордюры используются в готовом виде или изготавливаются из кирпичей. Их ставят рядами, чтобы получался перепад высот, равный высоте ступеней. Основания упоров бетонируется, чтобы придать им устойчивость. В промежутках и по краям закрепляются доски толщиной 50 мм. В построенную опалубку засыпается слой песка толщиной 3-5 см, на него снизу вверх укладываются камни. Выравнивание осуществляется киянкой. Щели между плитками засыпаются песком, который смачивается для уплотнения.

Как это выглядит

Все мы давно привыкли к дорожкам и площадям, покрытым брусчаткой. Они красивые, прочные, долговечные и очень практичные. Поврежденный камень легко заменить аналогичным, не трогая остальное покрытие.

Поэтому логично предположить, что тротуарная плитка для ступеней крыльца на улице тоже станет хорошим выбором. И это действительно так.

Достоинств у материала много:

  • Плитка для крыльца тротуарная довольно прочная и долговечная, что подтверждается её многолетней эксплуатацией в весьма проходимых местах;

Совет. Выбирайте плитку, изготовленную методом вибропрессования – её характеристики лучше, чем у литой.

  • Она выпускается самых разных цветов, форм и размеров. Причем разной может быть и толщина – от 10 до 80 мм;
  • При желании такую плитку можно сделать своими руками, используя цементный раствор и специальные формы;
  • Сейчас выпускается и специальная тротуарная плитка для крыльца и ступеней, которую вообще не требуется подрезать по размеру, если заранее знать её габариты и делать основание, ориентируясь на них.

Ступени для крыльца из тротуарной плитки можно делать любой формы, от прямой до закругленной или ломаной. А само покрытие – однотонным или разноцветным, выкладывая рисунок или мозаику из камней разного цвета.

Очень эффектно смотрится такое крыльцо в сочетании с отмосткой и садовыми дорожками из того же материала. Посмотрите сами, как много вариантов отделки можно придумать, используя брусчатку.

Есть у таких конструкций и минусы. Например, их нежелательно чистить от снега тяжелыми и твердыми предметами – можно расколоть. Да и срок эксплуатации у этой плитки меньше, чем у клинкерной или из натурального камня. Однако невысокая стоимость и ремонтопригодность компенсируют эти недостатки.

Два способа отделать крыльцо тротуарной плиткой

Существует два распространенных способа, как уложить тротуарную плитку на крыльцо. Они совершенно разные, начиная с устройства самого основания.

  • Первый заключается в отделке уже готовой монолитной бетонной конструкции плитками, которые приклеиваются на раствор или клей.
  • Второй предполагает устройство засыпного крыльца с несъемной опалубкой из кирпича или бетонных бордюров, формирующих ступени. Между ними на песчаную подушку и укладывается тротуарная плитка – крыльцо отделывается так же, как дорожки или площадки.

Рассмотрим оба способа подробнее.

Облицовка бетонного крыльца

Для монтажа вам понадобятся следующие инструменты:

  • Зубчатый шпатель;
  • Уровень – короткий и длинный;
  • Киянка (резиновый молоток);

Обратите внимание! Пользоваться обычным молотком не рекомендуется, так как при сильном ударе плитка может расколоться или потрескаться.

  • Болгарка с кругом по камню;
  • Кисть.
  1. Бетонное крыльцо после заливки должно выстояться не менее 4 недель. После чего его поверхность выравнивают и обязательно покрывают грунтовкой глубокого проникновения. Плитку перед монтажом на несколько минут опускают в воду.
  2. Укладка тротуарной плитки на бетонное крыльцо ведется сверху вниз, начиная с площадки перед дверью. Для этого основание покрывается клеевым раствором, который наносится зубчатым шпателем. Сначала укладываются крайние плитки, на них устанавливается длинный уровень, и по нему ведется укладка остальных камней ряда.
  3. Между плитками оставляют швы шириной около 5 мм. Чтобы все они лежали в одной плоскости, камни аккуратно подбивают киянкой, постоянно проверяя ровность укладки уровнем.
  4. Если тротуарная плитка для ступеней крыльца оказалась велика или не подходит по форме, её подрезают болгаркой. Ею же шлифуют слишком острые углы.
  5. Сначала облицовывают все горизонтальные плоскости – площадку и ступени. Затем вертикальные – подступенки. Отделывая ступени, нужно делать выпуск крайних плиток на толщину подступенков.

Совет. Если это не было сделано во время заливки бетоном, то задайте небольшой уклон наружу во время облицовки ступеней, чтобы обеспечить с них сток дождевой воды.

Как видите, в данном случае облицовка ступеней крыльца тротуарной плиткой выполняется точно так же, как любой другой. Если у вас есть подобный опыт, то с работой вы легко справитесь.

Засыпное крыльцо с бордюрами

Если учитывать финансовые, материальные и трудовые затраты на обустройство бетонного и насыпного основания, то второе окажется со всех сторон выгоднее.

Перед тем как положить тротуарную плитку на крыльцо, готовят основание из бордюров и песка. Для этого сначала выкапывают неглубокий котлован по форме и размерам будущей лестницы и засыпают его гравием и песком. Каждый слой проливают водой и утрамбовывают, а затем на готовую площадку устанавливают бордюры, повторяющие форму ступеней и всего крыльца.

Бордюры можно брать готовые, выкладывать из кирпича или заливать бетон в опалубку.

Высота каждого следующего бордюра должна быть больше предыдущего на размер подступенка. Обычно это 15-18 см. А расстояние между ними по горизонтали делается не менее 25-30 см – это ширина стандартной ступени. При определении толщины бордюров учитываем, какую толщину имеет тротуарная плитка на крыльцо.

Такое устройство крыльца из тротуарной плитки позволяет обойтись без гидроизоляции. Атмосферные осадки, попадающие на него, впитываются в песок и через дренажную гравийную основу уходят в грунт.

Подробнее о том, как сделать такое крыльцо:

  1. Чтобы придать бордюрам устойчивость, их устанавливают на раствор, а промежутки между ними засыпают песком.
  2. Не обязательно засыпать все пространство песком. Под верхние ступени можно высыпать щебень или любой строительный мусор. Но чтобы ровно лежала тротуарная плитка на крыльце, положить под нее слой песка поверх мусора толщиной не менее 20-30 см необходимо.
  3. Песок на каждом ярусе обязательно проливается, утрамбовывается и выравнивается.
  4. Укладка плитки ведется снизу вверх: сначала нижняя ступень, затем следующая. Последней облицовывается верхняя площадка.
  5. Желательно укладывать плитку на слой цементно-песчаного раствора толщиной до 3 см. Но если бордюры установлены прочно, можно и просто на песок.
  6. Если вместо готовых бордюров использовались кирпичные, их облицовывают с внешней стороны подступенками, сажая их на клей. При этом, не забывая выпускать крайний горизонтальный ряд на толщину плитки.
  7. Как и в предыдущем случае, подбивать отдельные элементы по высоте следует резиновым молотком.
  8. Оставленные между плитками зазоры после окончания облицовки заполняют песком или его сухой смесью с цементом. Для чего смесь высыпают на поверхность и заметают в щели щеткой, действуя в разных направлениях.
  9. Если после этого аккуратно пролить ступени водой, цементно-песчаная смесь схватится и зафиксирует плитку.

Технические характеристики тротуарной плитки

Современные тротуарные плитки – это высокая прочность, надежность и достаточно большой ассортимент в плане форм, размеров и цветового оформления. Сегодня производители предлагают мозаичного типа тротуарную плитку, которая состоит из разных по форме элементов, собирающихся в одно мозаичное полотно. Это на самом деле смотрится эффектно. Кстати, ни один другой плиточный материал такой возможности не имеет. Конечно, в виде мозаики можно собрать любые плитки, но не так разнообразно.

Но есть у этого материала один недостаток – это высокий показатель водопоглащения. Изготавливается он из бетонной смеси методом прессования, но пористость материала все же не на самом низ ком уровне. Расположенные внутри плиток пузырьки воздуха в процессе смены температурного режима (зима-лето) создают внутри тела изделия напряжения, которые со временем разрывают плитку. Сначала она покрывается трещинами, затем откалываются края и уголки, после чего плитка просто разрушается. Конечно, этот процесс длится не один год, обычно тротуарная плитка служит 5-8 лет. Так что есть возможность в течение приличного времени эксплуатировать ее.

При этом не стоит уповать на небольшой срок службы, он по сравнению с другими плиточными материалами очень низкий, к примеру, камень будет служить практически вечно. Но все это компенсирует невысокая цена.

Технологии изготовления крыльца из тротуарной плитки

В зависимости от имеющегося бюджета и грунтовых условий основанием ступеней из ФЭМ (фигурных элементов мощения) может служить уплотненный щебень либо бетонная конструкция. Например, если на участке крупный песок, скальный или гравелистый грунт, можно обойтись без заливки бетонного основания.

Вариант крыльца по грунту.

На просадочных, влажных, проблемных почвах (торф, песок пылеватый) облицовка элементами ФЭМ в обязательном порядке производится по бетону.

Вариант по бетонной основе.

Технологии отделки своими руками существенно отличаются, каждая будет рассмотрена детально. Однако общими нюансами являются:

  • размер ступеней – наиболее удобны для пользователей параметры: высота (подступенок) 13 – 20 см, глубина (проступь) 24 – 30 см;
  • лицевая поверхность – шероховатая;
  • число ступеней – человеку удобнее заканчивать подъем той же ногой, с которой начиналось движение, поэтому предпочтительнее нечетное количество
  • ограждение – необходимо для марша с 4 и более ступенями.

Оптимальные размеры элементов крыльца.

Совет! Экономичным решением для крыльца считается плитка тротуарная формата 30 х 30 см в силу вышеуказанных причин.

Мощение по бетонному основанию

Перед облицовкой ступеней на улице необходимо залить бетонную конструкцию либо привести своими руками имеющийся ж/б марш в соответствие со следующими требованиями:

  • верхняя ступень – должна быть ниже порожка на толщину плитки вместе с монтажным слоем (5 – 10 мм для плиточного клея, цементно-песчаного раствора, соответственно);
  • схема отделки – вертикальная плитка, приклеиваемая на подступенок, всегда заходит под горизонтальную плитку, уложенную горизонтально на проступь, поэтому глубина бетонной проступи должна быть меньше проектного размера на толщину плитки + слоя плиточного клея, как на фото ниже.

Облицовка подступенка заходит под плитку проступи.

Технология крыльца из ФЭМ состоит и этапов:

Заливка бетонного основания:

  • земляные работы – срезанный плодородный слой используется в ландшафтных работах или на грядках, дно котлована выстилается дорнитом;
  • подстилающий слой – 20 – 40 см слой щебня, уплотненного виброплитой;
  • гидроизоляция – рулонный или пленочный материал, мембрана EPDF;
  • опалубка – габариты согласно размерам тротуарной плитки;

Опалубка для бетонного основания крыльца.

армирование – 2 пояса для каждой ступени либо специальные схемы армирования;

Каркасы для крыльца из арматуры.

  • укладка смеси – заливка в один прием.

Отделка поверхностей возможна после набора двух третей прочности бетоном.

Укладка ФЭМ

  • облицовка подступенков – крепятся на плиточном клее на ребро;
  • отделка косоуров – боковые части крыльца так же оклеиваются плиткой;
  • декорирование проступей – плитка укладывается горизонтально, полностью закрывает торец облицовки подступенка или немного нависает над ним.

Важно! Тротуарная плитка обладает большим весом, если оставить швы в узлах примыкания вертикально и горизонтально расположенных элементов мощения открытыми, облицовка отлетит после первого сезона.

Ступени из бордюрного камня

В классических конструкциях лестниц ступени крепятся к боковым элементам жесткости – тетивам либо косоурам (эти же конструкции можно назвать парапетами). Слабым местом лестничного марша из тротуарной плитки на песке или гарцовке (смесь цементно-песчаная) является отсутствие этих элементов жесткости. Чтобы утрамбовать подстилающий слой и гарцовку внутри каждой ступени, необходимо предварительно создать жесткий каркас для нее:

    бордюрный камень в качестве подступенка – по аналогии с террасной подпорной стеной заглубляется в грунт минимум на 1/3 от высоты элемента;
  • кирпичная кладка или ступенчатая бетонная лента в качестве косоуров/тетив/парапетов – предотвращает расползание грунта вбок, облицовка наружной поверхности производится плиткой.

Технология отделки выглядит следующим образом:

Изготовление каркаса

    возведение косоуров (парапетов) – кирпичная кладка толщиной 12 – 25 см;

Кирпичные парапеты для крыльца.

  • монтаж подступенков – бордюрный камень, заглубленный в почву на 1/3 минимум, установленный на раствор.

Если лестница подходит к висящему ростверку, то потребуется дополнительная кирпичная стенка в этом узле примыкания. Для плавающей плиты и ленточного фундамента этого делать не нужно, так как торец железобетонного фундамента по умолчанию является одной стенкой пространственного «корыта», в которое засыпается нерудный материал для уплотнения.

Уплотнение каждого 10 – 15 см слоя виброплитой или ручной трамбовкой. Для экономии материала часто используется другая методика:

Каркас, состоящий из боковых парапетов, поребрика нижней ступени и фундамента в задней части крыльца, засыпается непучинистым грунтом наклонно (можно использовать супесь и суглинок). После уплотнения и установки бордюров для каждой ступени поверх грунта выстилается геотекстиль и насыпается 20 см щебня.

Элементы ФЭМ (тротуарная плитка) укладываются на чистый песок или гарцовку (цементно-песчаная смесь в пропорции 1/3 – 1/6, соответственно). Толщина слоя составляет:

  • 3 см для гарцовки;
  • 5 – 7 см для песка.

Важно! В последнем случае песок перед укладкой увлажняется из лейки, чтобы повысить качество уплотнения материала виброплитой. Для приготовления гарцовки используется только высушенный песок.

Укладка плитки гарцовку.

Технология укладки тротуарной плитки стандартная:

  • вначале каждая проступь заполняется цельной плиткой;
  • затем осуществляется крой кусков для сложных участков.

В отличие от облицовки бетонного крыльца, плитка на проступях не нависает над бордюром, а подходит к его верхней грани заподлицо. Эти вертикальные элементы ступенек монтируются на раствор, имеют высокую прочность и пространственную жесткость.

На последнем этапе облицовки ступеней швы между плиткой заполняются кварцевым песком или гарцовкой. Расход материала составляет 3 кг/м2 в среднем.

Нюансы технологии

Существует специальная тротуарная плитка для ступеней, состоящая из готовых проступей со скругленной передней частью и узких подступенков.

Специальная тротуарная плитка для ступеней.

Для общественных зданий и офисов часто применяется экономичная технология крыльца из ФЭМ:

  • лестница изготавливается из металла (центральный косоур или два по бокам, проступи из уголка без подступенков);
  • плитка приклеивается на раствор, уложенный внутри каркаса из уголка.

Облегченное крыльцо с облицовкой тротуарной плиткой.

Таким образом, существует несколько методов самостоятельного оформления крыльца тротуарной плиткой в зависимости от конструкции фундамента, состава грунта на участке и бюджета отделки.