Как залить фундамент под гараж

Какое сооружение бы человек не строил: этажное здание или гараж для машины, главным в нем будет – основание. Правильно залитый фундамент под гараж своими руками – половина успеха.

Главное в заливке фундамента:

  • правильно сделать расчеты;
  • правильно и точно установить свойства и тип грунта;
  • точно определиться с габаритами и назначением гаража. Так как, чем массивнее конструкция, тем – устойчивее и крепче должен быть фундамент;
  • тщательнее изучить местность (проходят ли вблизи какие – либо коммуникации, теплотрасса и т.д.).

С чего стоит начинать заливку фундамента?

Перед тем, как сделать фундамент под гараж, нужно сделать ряд подготовительных мероприятий. А именно:

  1. Провести подробные геодезические исследования с целью определения типа почвы, глубины промерзания, высоты залегания грунтовых водоносных горизонтов.
  2. Сделать чертеж будущего сооружения, определиться с типом строительных материалов.
  3. Затем расчистить строительную площадку, устранить верхний плодородный слой почвы.
  4. Сделать разметку будущего основания, установить направляющие, колышки и натянуть шнур.
  5. Выкопать по периметру гаража траншею шириной в 40 см и глубиной до 1 метра (если не проводились геодезические изыскания).

Внешний вид готовой бетонной площадки под гараж

А теперь возникает вопрос, стоит ли заливать пол гаража бетоном или лучше оставить земляное основание? Хоть бетон и дорогой строительный материал, но заливать пол рекомендуется на толщину плиты не менее 20 см. В некоторых случаях достаточно сделать горизонтальное армирование в один слой, тогда плита выдержит массу легкового автомобиля.

Если гараж подготавливается под грузовик или большой автобус, тогда толщина должна составлять не менее 50 см, и нужно предусмотреть минимум два шага горизонтального армирования, и вертикального с интервалом до одного метра. Возвести фундамент под гараж своими руками не проблема, это не затратное строительство, учитывая габаритные размеры сооружения, но здесь действуют правила, аналогичные, как и для жилых домов.

Плитное основание

Выдерживает большие нагрузки, оказываемые массой стен. Может применяться в любых условиях. По типу сооружения — горизонтально расположенная, залитая монолитным способом железобетонная плита.

Плитная конструкция

Недостатки — сложность расчетов, большая трата сил. Но приложив усилия один раз, можно быть уверенным в надежности постройки.

Строительство относится к категории сложных, дорогих. Можно воспользоваться, в случае крайней необходимости. Преимущество — основание можно использовать в качестве пола, сэкономить. Создание плитной основы разбивается на несколько этапов.

Пошаговая инструкция

  • Подготовка: расчистка территории, снятие верхнего дернового слоя земли, копка котлована — 40 см по глубине расположения.
  • Днище засыпается песчаной подушкой с послойным проливанием водой. Проводят для усадки песка, пока толщина подушки будет равна 20 см.
  • Поверх песчаного слоя укладывается 10 см гравия.
  • Необходимо установить опалубку. Должна возвышаться над уровнем земли, примерно на 40-50 см, для придания устойчивости сооружению, оборудуется распорными брусками.
  • Основная часть, усиливающая бетонную конструкцию — установка армирующей сетки. Используются металлические прутья, диаметром 12 мм. Ширина, высота ячеек — 20 см. Армирующий каркас размещается внутри опалубки, крепится вязальной проволокой. Можно приступать к заливке бетона.
  • Для бетонирования необходим раствор марки М200. Смесью закрывается арматурный каркас, чтобы металлические части не выступали над поверхностью. Толщина конструкции — около 30-35 см.

Установка

  • Стандартное время застывания бетонного сооружения – 28 дней.

Ленточная конструкция

Способы изготовления ленточного сооружения:

  1. Монолитный.
  2. Блочный (сборный).

Ленточная конструкция — опора для стен гаража. В зависимости от типа грунта, глубины промерзания определяют вид: низко заглубленный, глубоко заглубленный.

Основа с мелким заглублением используется для невысоких строений без цокольного этажа. Условие — почва с низким содержанием глины.

Ленточная основа рекомендована даже для северных регионов, где глубина промерзания почвы ниже одного метра. Опускают ниже линии промерзания, чтобы исключить разрушение.

Ленточный

Степень прочности ленточной основы уступает только плитной, но по цене намного превышает ленточный аналог.

Выбор материала

  1. Шлакоблоки. Доступные. Лучше использовать полнотелый материал. Шлакоблоки имеют плохую переносимость поперечных нагрузок, склонны к накоплению влаги. Недостаток делает шлакоблоки нежелательными при монтаже на глинистых влажных почвах.
  2. Пеноблоки. Недостатки аналогичны предыдущему варианту. Монтаж будет легким, ввиду небольшой массы изделий. Хорошие теплоизоляторы. Подойдут, если гараж имеет легкую конструкцию.
  3. Керамзитобетонные блоки. Хорошие теплоизоляционные свойства, однако, не переносят больших нагрузок. Рекомендуется проводить теплоизоляцию наружных стен. Недостаток — сложность обработки. При распиливании, блок начинает крошиться, образуя неровную кромку.
  4. Монолитный бетон. Обладатель лучших характеристик. Чтобы улучшить характеристики раствора, могут добавлять добавки. Срок эксплуатации — более 150 лет.

Как залить фундамент под гараж

  1. Выкапываем траншею, глубиной 40 см. Ширина — 20-40 см.
  2. Создаем песчаную подушку. Толщина слоя — 20 см.
  3. Поверх песка засыпается слой щебня — 10 см.
  4. Переходим к установке армированного каркаса. Берем прутья, толщиной 8-15 мм, проводим обвязку вязальной проволокой, пластиковыми хомутами.
  5. Собираем из щитов, досок, деревянную опалубку. Высота сооружения немного превышает уровень земли. Примерно на 30 см. Чтобы укрепить конструкцию, с внешней стороны устанавливают распорки из бруса.
  6. Когда подготовительные моменты закончены, переходят к заливке. Гараж не имеет громоздкую конструкцию, для бетонирования подойдет раствор марки М200.

Армирование

Бетонирование фундамента производится за один раз, чтобы избежать разности высыхания, растрескивания бетонной конструкции.

Заливка фундамента своими руками

Осуществляя заливку, на каждом из этапов нужно придерживаться алгоритма выполнения работ.

Подготовительные работы

После этого делается разметка участка, чтобы начать копать траншею. Для этого размечаются 2 прямоугольника — наружный и внутренний (грунт между ними будет изыматься). Процедура проводится путем забивания колышков в вершинах прямоугольника, между колышками натягивается бечевка. Обязательно проверяется правильность сторон, это касается и внутреннего, и внешнего прямоугольника. Ширина и длина уже указаны в проекте.

Установка опалубки

Возможны 2 варианта — установка съемной или несъемной опалубки. Последняя представляет собой специальные блоки, которые соединяются между собой. На следующем этапе в них вставляется и вяжется арматура. После этого заливают раствор цемента, когда он застынет, то фундамент получит дополнительную теплоизоляцию.

Съемная опалубка представляет собой конструкцию, сколоченную из досок. Из них формируют своеобразные ящики, только без крышки и дна. Эти конструкции выставляют по уровню, дополнительно укрепляют раскосами и подпорками. Доски скрепляют между собой гвоздями. Важно обеспечить надежные крепления, поскольку бетонная смесь будет оказывать сильное давление, и если элементы конструкции плохо закреплены, ее разорвет.

Раствор заливают только после укладки арматуры. Когда смесь застынет, опалубку аккуратно снимают, а полученную конструкцию обмазывают битумом или мастикой — это гидроизоляция, которая защитит фундамент от влаги.

Армирование фундамента

Армирование чаще всего производится для ленточного фундамента. Из прутьев делают каркас, для этого используются стержни сечением 8-15 мм в зависимости от размеров конструкции. Их фиксируют с помощью металлической проволоки.

Как правильно залить фундамент под гараж: общая информация

Без фундамента ни одна постройка не простоит долго, данное утверждение верно и для гаража. Существует множество технологий создания фундамента – свайный и столбчатый метод, ленточный, а также основание на монолитной плите.

Самыми распространенными вариантами являются два последних. Если грунт не является сложным, обладает устойчивостью и стабилен, то обычно выбирают ленточный. Ленточный фундамент бывает двух видов – сборным и заливным. В случае со сборным ленточным основанием используют готовые бетонные блоки.

Монолитная плита позволяет работать на сложных участках, имеющих проблемную почву. Свайный метод используют, если твердые пласты залегают очень глубоко, на уровне 200-250 сантиметров, тогда не существует другой возможности добраться до них. Все эти три варианта связывает одинаковая технология – монолитную плиту, ленточный фундамент и сваи возводят с помощью заливки бетона.

Как залить фундамент под гараж своими руками?

В независимости от выбранного способа первым этапом станет проведение исследований и подготовка.

Заняться исследованиями почвы можно и своими силами. Легче всего будет узнать у соседей.

Возможно они у них имеются данные о грунте, и они согласятся поделиться информацией.

Если же нет, то придется заняться самостоятельными изысканиями. Для этого выкопайте яму с глубиной 250-300 сантиметров. Пробы берутся каждые двадцать сантиметров. Вместо ямы можно пробурить скважину.

В случае со стабильной почвой свой выбор рекомендуется остановить на ленточном фундаменте. Для пучинистого грунта желательно брать монолитную плиту.

Следующий важный пункт в сборе данных – уровень промерзания грунта. Его не следует определять экспериментально, ждать зимы, проводить опыты. Для этого воспользуйтесь табличными данными, которые публикуются государственными службами. В южных регионах глубина промерзания гораздо ниже, чем в северных. В теплом климате почва промерзает на 50-60 сантиметров. В умеренном почти в два раза больше, 80-90 сантиметров.

Пробы также должны показать вам уровень залегания грунтовых вод. Тут действует простое правило, чем выше залегает вода, тем хуже. Уровень в 50 сантиметров делает ленточное основание неподходящим решением. Желательно чтобы воды залегали минимум на отметке в 90-100 сантиметров.

Если у вас есть желание оборудовать гараж смотровой ямой или подвалом, то планировать подземные помещения нужно до окончания строительных работ. С дренажом дело обстоит аналогичным образом, все надо запланировать заранее. В качестве базовой защиты от грунтовых вод в основание фундамента засыпают слой гравия или битого кирпича (15-20 сантиметров). Улучшить отвод воды можно с помощью канавок и системы труб.

Еще одним подготовительным этапом является разметка территории. В независимости от типа основания участок необходимо разметить. Для этого используют деревянные колышки и прочную, толстую нить. Идеально подходит капроновая нить. Колышки размещают по углам будущего фундамента. Затем под углом в 90 градусов (если гараж будет прямоугольный) натягивают нить. Она будет показывать границы будущего фундамента и постройки.

Ленточный

Ленточный фундамент – наиболее популярное решение. Его принято делить по степеням заглубленности. Для гаража лучше всего подходит так называемый «мелкозаглубленный» ленточный фундамент. Под этим понимается уровень траншеи, насколько глубокой её необходимо делать.

Как залить фундамент для гаража?

Работы начинают с разметки территории. Как было сказано выше, для этого используют колышки и капроновую нить.

Особенностью ленточного основания станет разметка двух краев траншеи – внутреннего и внешнего. Промежуток между ними определит ширину фундамента.

Затем начинают проводить земляные работы. По разметке выкапывают траншею. Задачу можно облегчить, если использовать строительную технику. В стандартном случае глубина траншеи равняется 90-100 сантиметрам.

После этого укладывают песчаную подушку, приблизительно 10-20 сантиметров. Подушку смачивают водой и проводят утрамбовку. Сверху насыпают второй песчаный слой, повторно выполняют утрамбовку и смачивание.

Теперь можно заняться созданием опалубки. Опалубка является жесткой формой, в ней и будет застывать бетон. Чаще всего используют стационарную опалубку. Конструкцию возводят с помощью деревянных щитов. Чтобы придать им прочность и жесткость, их усиливают распорками и колышками.

Колышки врывают по углам опалубки, предотвращая таким образом «расплывание» формы. Щиты укладывают на брус, он выполнят роль ребра жесткости. Доски должны быть толщиной не менее 5-8 сантиметров.

Особое внимание следует уделять отсутствию просветов и щелей. Все щели более четырех миллиметров нужно заделывать. Для этого используют паклю или же заколачивают рейками.

Также настоятельно рекомендуется уложить арматурную сетку. Она придаст прочность фундаменту, повысит его долговечность. Связывать элементы можно обычной проволокой. Затем полученные заготовки помещают в траншею.

После этого начинают заливать бетонный раствор. Его можно изготовить самостоятельно.

Стандартный состав – 1 / 2 / 3. Берут одну часть цемента, две песка, три щебня. Состав разбавляют водой и перемешивают. Полученный раствор заливают за один день, необходимо избегать перепадов температур, холода, жары, солнцепека. Чтобы защитить от дождя, бетон закрывают полиэтиленовой пленкой. Застывать бетон будет долго – два-три месяца.

Монолитная плита

Если участку не подходит ленточное основание, то можно воспользоваться монолитной плитой. Плита будет образовывать замкнутую, изолированную от нестабильной почвы, структуру с гаражом. Это позволяет возводить гараж на торфянистом или пучинистом участке.

Противопоказанием является наклон. Монолитную плиту можно укладывать лишь на идеально ровную поверхность. Выровнять участок можно с помощью строительной техники (например, бульдозера или грейдера).

Процесс возведения монолитного основания является очень схожим с созданием ленточного фундамента.

Первый этап – разметка и проведение земляных работ. По разметке выкапывают котлован, с глубиной 30-50 сантиметров.

Затем в него укладывают слой гравия 10-15 сантиметров. Вторым слоем идет песок, тоже 10-15 сантиметров.

После этого возводят опалубку из досок, укладывают внутрь арматурную сетку.

Затем приступают к основным работам – заливке бетона.

Какой марки бетон нужен для фундамента гаража? Желательно приобрести на фундамент для гаража бетон марки М250 или М350. Для обычного гаража толщина плиты составит 15-20 сантиметров.

Процесс заливки фундамента гаража потребует аккуратности и тщательности. Все неровности нужно выравнивать деревянными гребками.

Как и в случае с ленточным основанием, монолитная плита требует ухода. Нельзя допускать воздействия солнечных лучей, перепадов температур. От солнца помогают навесы, от холода – внешние источники тепла, расставленные вокруг опалубки.

Сколько сохнет фундамент под гараж? Средний срок застывания при теплой погоде (+20 градусов) составит около 10 суток. В более холодную погоду бетон будет застывать значительно дольше, до одного месяца.

Н2 Виды

Прежде чем задумываться о том, как правильно залить фундамент под гараж, нужно определиться с его видом. На сегодняшний день в нашей стране принято использовать такие виды гаражного фундамента:

  • Ленточный
  • Свайный или столбчатый
  • Монолитный или плитный

Ленточный фундамент под гараж представляет собой железобетонную конструкцию, уложенную в земле в виде ленты. Сегодня подобный вид фундамента является самым востребованным и распространенным, так как выполнить его можно самостоятельно.

Монолитное основание под гаражное помещение подразумевает под собой наличие одной сплошной плиты, которая является и основанием гаража, и его полом. Данный вид фундамента чаще всего используется лишь в случаях, когда строительство планируется в сложных условиях – наличие болотистой структуры почвы, неглубоко расположенных грунтовых вод или пучения земли. По сравнению с другими видами фундамента, монолит можно считать самым надежным и устойчивым. Однако есть у него и ряд недостатков – сложность технических расчетов и затратная часть на строительство.

Столбчатое основание гаража представляет собой заглубление специальных асбестоцементных или металлических столбов глубоко в землю, которые и выполняют функцию поддержки. Обустройство подобного фундамента требует небольших физических и временных затрат (не больше дня при условии четырех рабочих рук). При этом возводить стены гаража можно сразу же после установки свай.

Как рассчитать фундамент под гараж

Бетон для заливки фундамента для гаража применяется практически во всех строениях. Только здесь надо сделать еще и правильный расчет.
Для того, чтобы фундамент гаража со временем не разрушался и, в связи с этим, не происходило деформации стен и крыши, профессионалы советуют рассчитать его, беря во внимание:

  • Характеристики грунта,
  • Глубину нахождения подземных источников, вес и размеры сооружения.

Внимание: Чем выше уровень нахождения грунтовых вод, тем более устойчивым должен быть фундамент. Здесь важно определить, какой глубины фундамент нужно под гараж делать. Он должен стоять жестко.

Исходя из расчетов, подбирается разновидность наиболее подходящего для гаража фундамента:

  • Если планируется соорудить гараж сравнительно большой с основательными стенами из дерева, кирпича или пеноблоков, то нужно установить также устойчивый и габаритный фундамент.
  • Если гараж предполагается построить небольшой, предназначенный для одного автомобиля, основание может быть легким.

Внимание: Есть одно условие, относящееся к любым сооружениям такого рода – фундамент следует сооружать на 20-30 см выше над поверхностью земли, чтобы не допустить возникновения влажности на гаражных стенах.

  • До того, как сделать расчеты, нужно определить, какие коммуникационные линии пролегают под стройкой, чтобы их не повредить и избежать проблем с соседями и коммунальными службами.
  • Необходимо нарисовать для начала черновик чертежа места застройки. Это позволит сориентироваться при строительстве гаража.

Выбираем фундамент для гаража

Выбор того типа и конструкции основания, которое надежно выполнит свою функцию, напрямую зависит от массивности и конструкции основного здания. Если планируют легкую постройку из металла или дерева, то вполне справится со своей задачей столбчатый фундамент. Он намного проще и дешевле в строительстве, чем любой другой. Кроме того, те, кто делал столбчатый фундамент для дома, уже знакомы с конструкцией и будут иметь меньше сложностей.

При строительстве монолитного фундамента под гараж своими руками важно не пренебрегать расчетами массы сооружения. Если экономить на основании и использовать столбчатый фундамент в массивной конструкции, то это чревато серьезными потерями, которые грозят потерей не только здания, но и автомобиля.

Ленточный фундамент

При обустройстве в гараже подвала, а эту опцию использует основная масса людей, и при строительстве из кирпича или бетона, делают ленточный фундамент. Этот вид основания бывает монолитным и сборным. Монолитный заливается в готовую траншею, в которой уже установлена конструкция из арматуры и опалубка. Сборный же выполняют из отдельных фундаментных блоков или даже из кирпича. Закрепление отдельных частей производится с помощью цементного раствора.

Существует еще один вид фундамента, который возможно применить при строительстве гаража. Это плиточный фундамент. Выбор в его пользу оправдан на просадочных и неустойчивых грунтах. Представляет собой монолитную плиту, имеющую хорошее армирование, которая может даже и не заглубляться. В зависимости от состояния грунта этот вид фундамента можно немного заглубить, но не более чем на 500 мм. Эта конструкция может спокойно переносить незначительные подвижки грунта без деформации стен и в целом всего гаража.

Армировка

В последнее время в технологиях возведения фундаментов набирает популярность несъемная опалубка из бетона для возведения фундамента. Она отличается от деревянной только тем, что изготовлена из плоских бетонных блоков, напоминающих плиты небольшого размера. В остальном технология использования точно такая же. Преимуществом такой опалубки является то, что ее не снимают после застывания основного бетона, а свойства самой опалубки заменяют дополнительные материалы. Так работа становится менее трудоемкой, а фундамент – более прочным. Бетон, применяемый для изготовления такой опалубки, имеет специальную пористую структуру, что дает отличные теплоизоляционные свойства. Это избавляет от необходимости дополнительно утеплять фундамент и устанавливать гидрозащиту.

Когда используют плитное основание под гараж

Монолитное плитное основание – это идеальный вариант для гаража. Такая основа способна выдержать не только вес конструкции, но и тяжесть любого автомобиля.

Возводить плитный фундамент можно на любом грунте.

  • При сезонном движении почвы основание смещается вместе со слоями грунта или компенсирует их сдвиг. Именно поэтому монолитная плита называется плавающим основанием. Результат – отсутствие трещин в полу и стенах.
  • При строительстве гаража на рыхлом грунте монолитное основание предотвратит неравномерную усадку.
  • При высоком уровне грунтовых вод плитный фундамент с правильно выполненной гидроизоляцией защитит строение от негативного воздействия влаги.

Монолитное плитное основание, возведенное под гараж, дает множество преимуществ:

Монолитная плита под гараж

  • Его легко изготовить.
  • Он компенсирует воздействие проблемных грунтов.
  • Препятствует проникновению в помещение грызунов.
  • Служит хорошим полом, способным выдержать любую тяжесть.
  • Дает возможность установки системы теплого пола.

Однако нельзя забывать о минусах монолитной плиты:

  • Ее нельзя возводить на участке со склоном, есть вероятность сползания плиты.
  • На обустройство такого основания требуется большое количество бетонного раствора и арматуры.
  • Такой фундамент не позволяет обустроить смотровую яму.

Несмотря на то, что гараж не является важной постройкой, он должен возводиться на прочном основании с соблюдением всех норм и правил. Только в этом случае гараж будет защищен от негативных явлений природы и позволит приятно проводить время с любимым автомобилем.