Размер гаек

Гайки.

Гайка — это крепежный элемент, который производится с внутренней специфической резьбой. Деталь, без которой не обойтись при сборке узлов машиностроения, при монтаже металлоконструкций, при ремонтных и сервисных работах. Предприятия, которые выпускают гайки разных типоразмеров с дюймовой резьбой, различных классов качества и прочности. Самая распространенная форма шестигранника, позволяет фиксировать ее гаечным ключом. Гайка применяется в любой промышленности, существует несколько видов, отличаются они между собой: размером резьбы, формой и предназначением. При использовании гайки не стоит забывать про шайбу, которую размещают под головкой гайки.

Благодаря шайбе усилие сжатия поверхности вокруг закрепленной гайки, распределяется равномерно.

Разновидности данной детали:

  • гайка корончатая;
  • шестигранная;
  • квадратная;
  • гайка сферическая;
  • гайка барашек;
  • квадратная гайка;
  • шлицевая гайка;
  • гайка с фланцем;
  • низкая;
  • колесная гайка;
  • литая гайка и другие.

Каждая из них имеет свои способности и сферы применения. Существует еще много видов гаек, не вошедших в это перечисление, которые так же имеют широкое распространение.

Маркировка на головке болтов и гаек

В дополнение к перечисленным признакам как метрические, так и дюймовые болты могут быть идентифицированы путем осмотра головки. Для начала, расстояние между лысками головки метрического болта измеряется в мм, тогда как у дюймового — в дюймах (тоже самое применимо и для определения гаек). Соответственно, стандартный дюймовый ключ не подойдет для использования с метрическим крепежом, и наоборот также. Кроме того, на головках большей части дюймовых болтов обычно имеются радиальные зарубки (на метрических тоже применяется такая маркировка, но реже), которые определяют максимальное допустимое усилие затягивания болта (класс прочности). Чем больше количество зарубок, тем выше класс прочности (на автомобилях обычно применяются болты со степенью прочности от 0 до 5 зарубок). Класс прочности метрических болтов определяется цифровым кодом (подробнее об этом мы писали в этой статье ) . Цифры кода обычно отливаются, как и для дюймовых, на головке болта (на автомобилях обычно применяются болты классов прочности 8.8, 10.9, и 12.9).

При покупке новых колесных дисков, каждый владелец сталкивается с подбором правильного и надежного крепежа для своих колес. На первый взгляд задача кажется достаточно тяжелой, но мы постараемся доступно и коротко рассказать на что следует обратить внимание.

Виды и различие колесных крепежей

При подборе стоит обратить внимание на следующие важные параметры. Основные различия заключаются в :

Прижимная поверхность

Прижимная поверхность болта или гайки служит для плотного прижима диска к ступице либо тормозному диску автомобиля не позволяя колесному диску смещаться. Болты и гайки имеют несколько разновидностей такой поверхности. Наиболее распространённые это конус под углом 60° перед головкой он может иметь подголовок размером 1.3мм, а может не иметь. Также существуют гайки с носиком на конце. Менее распространены гайки с конусом 30°. Некоторые привыкли считать что конусные гайки универсальны т.к. способны прижать практически любой диск. Но из-за неправильно выбранной прижимной поверхности, возможно разрушение литых дисков. Или в лучшем случае дисбаланс.

Также существуют гайки с увеличенным конусом, с пресс шайбами, эксцентриками и другие.

Существуют болты с допуском эксцентрика в 2.4mm. Такие болты дают возможность установки дисков от других авто например на Японские от Немецких и наоборот. Но параметры дисков и ступиц не должно превышать 2.4mm. Например, 5х114.3 — 5х112, 5х110 — 5х108, 5х115 — 5х114.3, 4х98 — 4х100. Конус, двигающийся относительно резьбового колодца диска, позволит прикрепить диски без перекоса.

Размер головки

При выборе гайки. Если гайка закрытого типа стоит обратить внимание на длину головки, чтоб шпилька не уперлась в внутри гайки в головку. Что приведет к недозатягу колеса. Также стоит обратить внимание под какой ключ ваша гайка. Слишком большой размер может не оставить места под накидную головку ключа или гайковерта. На некоторых моделях литых дисков с узкими колодцами возможна установка гаек только под внутренний ключ, такой как шестигранник или звездочка. Для открытых гаек важен только размер под ключ.

Плюсы и минусы закрытых и открытых гаек.

  • — Ржавение резьбы и шпильки, попадание реагентов.
  • + Низкая цена.
  • + 99% шпильки не ржавеют.
  • — Цена.

При выборе болтов. Как правило, головка или шляпка болтов имеет стандартные размеры под ключи 17, 19 и 21. За исключением «секреток».

Размеры резьбы

Размеры резьбы для гайки подразумевают диаметр резьбового соединения и шаг резьбы. Для болтов учитывается длинна резьбовой части. Важно, слишком маленький болт не сможет обеспечить надежное соединение со ступицей. А слишком длинная может повредить элементы стояночного тормоза при движении. Идеальным болтовым соединением считается когда выступ болта не более 1-2 витков.

Точные сведения вы можете посмотреть в инструкции для вашего автомобиля или проконсультироваться у специалистов.

Как самостоятельно определить размеры резьбы

Для гаек маркировка формируется МDxP.

Для болтов и шпилек маркировка МDxPxL.

  • M — значок метрической резьбы;
  • D — диаметр резьбы в миллиметрах;
  • P — шаг резьбы в миллиметрах;
  • L — длина в миллиметрах.

Чтобы определить маркировку гайки, следует измерить параметры шпильки. Для измерения понадобится штангенциркуль. У болтов и шпилек размер D измеряется по наружному диаметру резьбы.

Шаг P можно измерить штангенциркулем или простой линейкой. Отсчитайте какое-то количество витков, измерьте расстояния между этими витками и разделите на количество витков. Так вы примерно определите шаг резьбы. Затем сравните с таблицей метрических резьб и самый близкий размер и будет правильный шаг.

Длинна L измеряется от начала болта до головки или шайбы.

ВАЖНО! Для дюймовых и метрических размеров резьб измерения немного различаются.

Измерение диаметра резьбы (D)

Измерения шага резьбы (P)

Измерения длинны болта (L)

Материал изготовления

Гайки изготавливаются из стали, алюминия или титана. Болты только из стали. Материал изготовления большой роли не играет и те и другие способны обеспечить надежный прижим колеса. Стоит только отметить на разный срок службы при разной эксплуатации. Титановые отличаются высокой прочностью и надежностью, но минусом будет высокая цена. Алюминий более доступен по цене, иногда добавляется кремний и магний что добавляет прочности. Оптимальным вариантом цены-качества является сталь. Но иногда болты и гайки изготавливают из обычного металла такие изделия мягче и быстро ржавеют.

Покрытие

Покрытие гайки может быть с напылением хрома или без него. Хром заметно предотвращает ржавение изделий, но и стальные гайки способны сохранять свой блеск. В любом случае при выборе не стоит руководствоваться эстетическими свойствами.

Затяжка болтов и гаек на дисках

Для надежного прижима колеса прижимные поверхности колодцев дисков и гаек можно смазать графитовой смазкой для уменьшения силы трения. При использовании динамометрического ключа допустимая затяжка 105 — 120Нм. Но лучше воспользоваться рекомендациями к вашей модели авто.

Без динамометрического ключа. После установки колеса в последовательности крест на крест (для 5ти шпилек через одну) подтягиваете колесо до упора. Затем опускаете авто на колесо (убираете домкрат) и в том же порядке затягиваете колесо добавляя усилие на каждом круге, пройдите около 3-х кругов.

Читайте также  Стусло электрическое

Секретки

Для защиты ваших дорогих колес существуют болты и гайки со специальными ключами, но зачастую владельцы сами попадают в свой капкан при замене сезонной резины или изношенных колодок. Всегда держите вашу секретную головку в машине чтоб в случае прокола колеса поставить запаску. И ни в коем случае не теряйте ее.

Но можно попасть в нелепую ситуацию и из-за некачественных дешёвых секреток. Которые просто быстро изнашиваются и не обеспечивают достаточного зацепа. Попросту гайки ни чем не откручиваются. В таком случае лучше заранее обратиться к специалистам для удаления секретки. Не стоит пытаться самостоятельно с помощью молотка и зубила открутить такую гайку. Скорее всего кроме порчи диска вы ни чего не добьетесь. Проверенный и рабочий на 100% эффективный способ (для стальных гаек) аккуратно приварить гайку с головкой под нормальный ключ.

Размер гаек

11 Декабря 2018, 11:00 4592

Логичным продолжением темы подбора колесного крепежа является подбор колесных шпилек и гаек. Главным отличием шпилечного крепления колес от крепления болтами является то, что в креплении колеса шпильками участвует 2 компонента. Непосредственно, колесная шпилька – это то, что запрессовано в ступицу и торчит из нее, и колесная гайка – то, что накручивается на шпильку после установки колеса. Подбор каждого их компонентов крепления осуществляется отдельно.

Пара шпилька-гайка для крепления колес используется на подавляющем большинстве автомобилей японского, корейского и американского происхождений. Болты, рассматриваемые в предыдущей статье – на европейских марках.

Колесные шпильки

Итак, колесные шпильки, а начнем мы именно с них, имеют 3 основополагающих параметра:

  • диаметр и шаг резьбы,
  • длина,
  • диаметр забивной части.

Последний параметр самый важный, потому как, именно этой частью шпилька запрессовывается в ступицу. Подбирать забивную часть шпильки необходимо с точностью до сотых. Несоответствие в 0,05 мм может привести к тому, что шпилька будет слабо держаться в ступице и при очередном монтаже провернется. Либо, если забивная часть больше — не влезет в забивное отверстие ступицы.

Говорить о самостоятельном подборе не имеет смысла — размер шпильки зависит исключительно от марки и модели автомобиля. Не редкость, когда даже в одном автомобиле шпильки на задней и передней оси разные, по забивной части или длине. Поэтому, совет от нашего магазина – заказывайте колесные шпильки в оригинальном исполнении либо качественные аналоги в специализированных магазинах, где вам помогут с подбором. Второй вариант экономически более выгоден, но оправдает себя полностью, только если нет сомнений в компетентности продавца и в качестве продаваемого им товара.

Колесные гайки

Колесные гайки, как и болты, различают по 4 основным параметрам: диаметру и шагу резьбы, профилю прижимной части, высотой гайки, размером под ключ.

1. Диаметр и шаг резьбы колесной гайки

Диаметр и шаг резьбы гайки должен соответствовать шпильке, т.е. марке и модели автомобиля. Возможные варианты резьбы колесных гаек для легкового и легкого коммерческого транспорта: 12 x 1.5, 12 x 1.25, 14 x1.5, 16 x 1.5, а также дюймовые резьбы. Определите диаметр и шаг резьбы колесной гайки с помощью функции подбора по авто в нашем интернет-магазине.

2. Профиль прижимной части колесной гайки

Профиль прижимной части колесных гаек бывает – конусный, сферический, плоский. Как и в случае с болтами, колесные гайки подбираются исключительно по профилю колодца в колёсном диске. Чем чреват неправильный подбор подробно описано в предыдущей статье.

Во время самостоятельного подбора нужно принять во внимание следующие факты:

  • гайки сферические — только для оригинальных дисков Honda, Rover и несколько старых моделей VW;
  • гайки плоские — только для оригинальных литых дисков Toyota, Mitsubishi, Hyundai, некоторых глобальных моделей Peugeot и Citroen;
  • гайки конусные — для оригинальных дисков тех марок автомобилей, которые не упомянуты в предыдущих пунктах;
  • диски сторонних производителей рассчитаны на использование только конусных гаек.

3. Высота гайки, размер под ключ, форм-фактор

Высота колёсной гайки не имеет принципиального значения. Главное, чтобы гайка была не ниже оригинального образца, иначе есть риск, что колесная шпилька упрется в «донышко» гайки. Как правило, для дисков с глубокими колодцами устанавливают гайки повыше.

Колесные гайки бывают открытыми и закрытыми. Открытыми, в большинстве случаев, крепятся стальные диски т.к предполагается что такой диск прикроется колпаком, а высокая закрытая гайка может воспрепятствовать этому. Во-вторых – экономия денег, т.к. открытые колесные гайки существенно дешевле.

Выбирайте колесные гайки под размер вашего оригинального балонного ключа. Делать это надо по нескольким причинам. Во-первых, в будущем это исключит путанницу при подборе гайки по модели автомобиля. Во-вторых, вам не придется покупать новый балонный ключ.

Особенности

Соединительная гайка представляет собой небольшой круглый фиксатор, имеющий длинную резьбу на внутренней стороне. Эта часть детали прикрепляется к внешней резьбе другого изделия (винт, болт, шпилька).

Данные типы гаек могут иметь разную внешнюю часть. Традиционным вариантом считаются модели в виде шестигранников. Также встречаются образцы в виде петельки или маленького колпачка. По сравнению с гайками других видов соединительные модели обладают большей длиной.

Удлиненная конструкция дает возможность использования сразу двух металлических стержней, поэтому их часто применяют для закрепления двух монтажных шпилек.

В этом случае крепеж обеспечивает дополнительную прочность и надежность.

Внешняя часть этих фиксирующих изделий всегда оснащается несколькими гранями. Они выступают в качестве прочной опоры для гаечного ключа в процессе монтажных работ.

Монтажные гайки могут значительно отличаться друг от друга по типу материала, из которого они изготовлены, по уровню прочности, чистоте обработки. Чаще всего такие крепежи производятся из разных видов стали (легированная, углеродистая).

Также в магазинах можно встретить модели, сделанные из медной, алюминиевой, латунной, бронзовой и даже платиновой основы. Изделия из меди нередко используются при работе в электрической области, могут выступать в роли соединителя цепей. Образцы, созданные из платины, применяются не так часто, их в основном используют в медицине.

Иногда встречаются гайки, сделанные из различных сплавов с несколькими цветными металлами. Как правило, они обладают высоким уровнем прочности и долговечности.

По чистоте обработки все соединительные гайки можно разделить на несколько основных категорий.

  • Чистые. Такие модели фиксирующих деталей внешне выглядят наиболее аккуратно по сравнению с остальными изделиями. Они со всех своих сторон тщательно обрабатываются шлифовальными инструментами.
  • Получистые. Эти модели имеют гладкую и ровную поверхность только с одной из сторон. Именно этой частью они и ложатся к другим деталям.
  • Черные. Данные образцы в процессе изготовления совсем не обрабатываются шлифовальными кругами. Технология их производства включает в себя только штамповку и нарезание резьбы.

Как правило, все соединительные гайки при производстве дополнительно покрываются цинковым нанесением. Оно выступает в качестве защитного слоя, которое предотвращает возможное появление коррозии на поверхности крепежных деталей.

Кроме цинкового нанесения в качестве защитного слоя может также использоваться никель или хром. Нередко в одном комплекте с такими изделиями идут и специальные фланцы. Они нужны для того, чтобы защитить гайку от возможных деформаций.

Соединительные гайки легче всего монтировать при помощи рожковых гаечных ключей.

Данные крепежные элементы достаточно просты и удобны в использовании, их можно быстро установить своими руками без особых усилий.

Читайте также  Сверление под конфирмат

Все модели таких гаек обладают хорошей устойчивостью к различных температурным режимам, химическим и механическим воздействиям.

Гайка ГОСТ 5927-70 – основные параметры

d 5 6 8 гайка М10 12 16 20 (22) 24 (27) 30
S 8 10 13 17 19 24 30 32 36 41 46
е, не менее 8,8 11,1 14,4 18,9 21,1 26,8 33,3 35,7 40 45,6 51,3
m 4 5 6,5 8 10 13 16 18 19 22 24
Шаг резьбы 0,8 1 1,25 1,5 1,75 1,5
2,0
2,5 2,5 3 3 3,5
Масса 1000 шт, кг 1,44 2,57 5,55 12,06 18,4 37,61 71,44 85,67 122,87 175,28 242,54

1. Размеры гаек, заключенные в скобки, применять не рекомендуется.

2. Допускается изготавливать гайки с размерами, указанными в таблице 2 ( размеры в мм).

Номинальный диаметр резьбы d гайка М10 гайка М12 гайка М14 гайка М22
Размер «под ключ» S 17 19 22 32
Диаметр описанной окружности е, не менее 18,9 21,1 24,5 35,7
dw, не менее 15,6 17,4 20,6 30,0
Теоретическая масса 1000 шт. гаек с крупным шагом резьбы, кг 12,06 18,40 28,91 85,67

Пример условного обозначения для заказа:

продажа гайки с диаметром резьбы d = 10 мм, с размером «под ключ» S = 17 мм, с крупным шагом резьбы с полем допуска 6Н, класса прочности 5, без покрытия:

Гайка М10-6Н.5 (S17) ГОСТ 5927-70

продажа гайки с диаметром резьбы d = 10 мм, с крупным шагом резьбы с полем допуска 6Н, класса прочности 6, из стали марки А12, без покрытия:

Гайка М10-6Н.6.А (S17) ГОСТ 5927-70

купить гайки с размером «под ключ» S = 19 мм, с мелким шагом резьбы с полем допуска 6Н, класса прочности 12, из стали марки 40Х, с покрытием 01 толщиной 6 мкм:

Гайка М12х1,25-6Н.12.40Х.016 ГОСТ 5927-70

купить гайки с диаметром резьбы d = 24 мм, с размером «под ключ» S = 36 мм, с мелким шагом резьбы с полем допуска 6Н, класса прочности 12, из стали марки 40Х, с покрытием 01 толщиной 6 мкм:

Гайка М24х1,25-6Н.12.40Х.016 ГОСТ 5927-70

В какую сторону крутить гайку

Традиционно сложилось так, что гайка закручивается по часовой стрелке, а откручивается — против часовой. Однако существует ряд исключений. Например, ступичная гайка, с которой сталкивался каждый, кто водит автомобиль. Только в самом современном автомобилестроении ступичные гайки откручиваются против часовой стрелки. Если же ваша машина с пробегом, то будет важно запомнить, что против часовой стрелки откручиваются гайки ступицы только на левом колесе. На правом — по часовой стрелке.

Какая резьба на ступичных гайках, вам подскажет инструкция по основному обслуживанию автомобиля. Обычно туда заносится и направление резьбы, и характеристика фиксации, и другие важные моменты.

Типичные размеры гайки М8

Гайки – это металлические детали с отверстием в центре, внутри которого имеется резьба, которая соответствует резьбе болта.

Определяющие размеры гайки М8 – это расстояние между параллельными гранями.

  1. Внутренний диаметр резьбы – 8 мм.
  2. Шаг резьбы – 1,25 мм (крупная нарезка).
  3. Для мелкой нарезки шаг резьбы составляет 0,3-0,7 мм, нарезка делается на специальных станках под заказ для шпилек и анкерных соединений.
  4. Внешний контур – шестигранник под ключ на 13 мм.
  5. Общий внешний диаметр – 14,38 мм.
  6. Толщина гайки в зависимости от производителя и назначения в пределах – 4,8-6,0 мм.
  7. Класс прочности изделия 8,0 по ГОСТу 5915-70.

Размеры гайки М8 соответствуют требованиям Международной организации по стандартизации.

Выбор типоразмера

Производится по предельной грузоподъёмности изделия, которая установлена в пределах от 560 кг – для рым-гаек М6, до 21600 кг – для рым-гаек М30. Следует отметить, что DIN 582 оговаривает не предельную, а разрушающую нагрузку на крепёж. Эти понятия не идентичны, поэтому значение допускаемой грузоподъёмности при выборе должно быть уменьшено не менее чем на 60% (предел, при котором в материале начинают происходить явления ползучести).

Важной характеристикой, которая определяет работоспособность изделия, является способ его получения. Продукция из алюминия или бронзы может изготавливаться методами литья, но для сталей используют преимущественно технологию горячей объёмной штамповки. После деформирования изделия подвергают пассивации и электрохимическому покрытию.

Прочность кованых рым-гаек выше, чем литых, вследствие упрочнения, которое приобретает материал, а также из-за более благоприятной макроструктуры стали.