Смотровая яма в гараже: лучшие проекты, примеры устройств и советы по выбору размеров (75 фото)

Смотровая яма в гараже: лучшие проекты, примеры устройств и советы по выбору размеров (75 фото)

Вы впервые купили автомобиль, а на вашем частном дворе пустовала металлическая «ракушка» — простой конструкции гараж. Причем без смотровой ямы. Поэтому вам придется потрудиться на сооружении ямы для выполнения необходимых ремонтных работ, которые можно осуществить, лишь находясь под днищем авто.

Посмотрите фото смотровой ямы в гараже на стадии строительства, и вы убедитесь, что оборудовать её несложно.

  • Зачем нужна яма в гараже?
  • Правила строительства ямы для ремонта
  • Что надо знать при сооружении?
  • Создание рембазы
  • Утепление ямы

Элементы смотровой ямы

Несмотря на кажущуюся простоту, гаражная яма имеет характерные особенности, которые необходимо понимать заранее:

  1. Гидроизоляция (ГИ). Безусловный и обязательный скрытый элемент, пренебрежение которым чревато тем, что яму будет невозможно использовать. Главная проблема любых ям и погребов — сырость: автомобиль, стоящий над сырой ямой, сам станет сыреть и гнить.

Примечание. Уровень грунтовых вод (УГВ) может стать препятствием к строительству ямы, т.

  1. Силовой контур по верхнему периметру. Обычно его делают из уголка, к которому приваривают арматуру, сетку или просто «хвосты», которые запускают в армирование стяжки. Эта стальная рамка нужна для того, чтобы сдерживать давление от авто в динамике и статике. Без неё колёса просто продавят стяжку (которая редко бывает толще 50 мм) и она будет разрушаться и сыпаться в яму. Стальной контур служит также упором для домкрата и местом укладки перекрывающей доски.
  2. Ниши. Дают 200% к удобству в работе. Чем их больше, тем удобнее работать. Достаточный размер — высота 300–400 мм, глубина 150–250 мм, длина 400–500 мм. Обычно на яму под легковой автомобиль делают максимум 4 ниши — примерно под каждым колесом.
  3. Дополнительные упоры. В районе колёс, при монтаже силового контура, можно заложить дополнительные двутавры или швеллеры (высотой 90–120 мм) для удобства смещения домкрата по высоте. Практика показала, что такие манипуляции в районе ступиц — частая потребность.
  4. Освещение. Профи знают, что свет в таких ямах должен быть запитан от 36 вольт. Это исключает возможность возгорания паров топлива и ГСМ. При питании от 220 вольт короткое замыкание или разбитая лампа могут стать причиной несчастного случая, т. к. быстро выбраться из ямы, перекрытой автомобилем, довольно сложно.

Малозначимой особенностью является лестница, ступени которой могут быть сделаны монолитными, заодно со стенами. Такой марш делают чаще всего в больших гаражах с ямами более 5 м в длину. В частном хозяйстве из экономии места применяют обычные приставные лестницы.

Выкапывание ямы

Когда все чертежи готовы и подобраны размеры, пришло время выкапывать яму

Только теперь учитывайте 1 факт, что к размерам надо будет прибавить 10-15 см. Это место необходимо для материала, из которого мы будем возводить стены (бетон, кирпич, металл, дерево):

  • Для начала надо разметить площадь, где будут проводиться работы. Поэтому берём колышки и вбиваем их по углам.
  • Начинаем выкапывать яму. Стены должны иметь наклон, чтобы не произошло обвала.
  • Землю всю не вывозите, она пригодится для засыпания расстояния, между стеной и землёй и для выравнивания полов.
  • По окончанию, пол в котловане необходимо утрамбовать и сделать ровными. Для этих целей подойдёт трамбовка.

Выкапывание ямы в гараже своими руками может доставить много хлопот, особенно если земля хорошо притоптана. Так что будьте готовы.

Технология сооружения смотровой ямы

Не будем рассказывать, как сооружать гараж с ямой, который возводится. Это не так сложно. Расскажем о том, как сделать смотровую яму в уже эксплуатируемом гараже.

Выкапывание котлована

Будем считать, что с размерами Вы определились. Их наносят на пол в гараже, к примеру, обозначив мелом. Основное требование – яма должна располагаться посередине гаражной постройки.

Разметка котлована внутри гаража Источник parki48.ru

Обычно пол в гараже – это толстая бетонная стяжка, в которую уложен армирующий каркас в виде решетки из стальной арматуры. Поэтому по разметке надо раздолбить бетон и срезать по периметру котлована арматуру.

Из образовавшегося проема лопатами удаляют песчано-гравийную подушку и грунт. Стенки и дно котлована лопатами выравнивают по максимуму. Это трудоемкая работа, которая может затянуться на два дня. Хотя многое будет зависеть от состава грунта под строением и активности мастеров. Есть одно преимущество при строительстве смотровой ямы в эксплуатируемом гараже. Стройплощадка находится под навесом, так что дождь в данном случае не помеха.

Выкапывание котлована (выемка грунта) Источник ok-berta.ru

Вентиляция смотровой ямы

Ошибку делает тот, кто не задумывается о вентиляционной системе. А ведь ее назначение не только удалять влажный воздух. Затхлые запахи от промасленных тряпок, бензина заполнят небольшое пространство быстро, постепенно перемещаясь в сам гараж. Так что лучше затратить немного времени и денег, но вентиляцию соорудить.

По сути это пластиковая труба диаметром 100 мм, которую выводят за пределы постройки. Для этого выкапывают горизонтальную траншею, которую выводят или под фундаментом, или через стену. В нее засыпают песок и укладывают трубу с выводом выше крыши гаража. Нижний конец должен располагаться у дна ямы.

Вентиляционная труба внутри смотровой ямы Источник drive2.ru

Обустройство смотровой ямы

Итак, переходим к основным работам, связанным со строительством самой ямы. В первую очередь подготавливают дно:

Засыпают слой песка толщиною 15-20 см, который трамбуют с поливкой воды.

Засыпают щебень средней или мелкой фракции толщиною 10 см, который тоже утрамбовывают.

Проводится гидроизоляция всей ямы: пол и стенки.

Гидроизоляция

Гидроизоляция смотровой ямы в гараже – ответственный этап. Поэтому разберитесь в этом процессе.

Для проведения гидроизоляционных работ используют рулонный материал. Это может быть полиэтиленовая пленка толщиною не менее 0,2 мм, уложенная рукавом. Для этого используют рубероид или современные гидроизоляционные материалы на основе битума.

Полосы гидроизоляции укладывают полосами от стены до стены внахлест относительно друг друга со смещением в 10-15 см. Битумные изделия в местах нахлеста крепятся битумной мастикой. Полиэтиленовая пленка скрепляется самоклеящимися лентами. На фото ниже как раз показан вариант с полиэтиленом. Обратите внимание, что края гидроизоляции заводят за пределы ямы и прижимают грузом.

Гидроизоляция смотровой ямы в гараже с помощью полиэтиленовой пленки Источник martand.ru

Формирование пола и стен

Подготовленное дно заливают стяжкой толщиною 3-7 см. Никакого армирующего каркаса в него закладывать не надо, потому что нагрузкам конструкция не подвергается, кроме веса человека. Поэтому основное внимание сооружению стенок.

Как уже было сказано выше, здесь два варианта:

использовать кирпичи или блоки;

возвести монолитную конструкцию.

В первом случае блочный стеновой материал укладывают по периметру подготовленного котлована, укладывая элементы кладки с перевязью. То есть со смещением в половину блока или кирпича. Для скрепления используется обычный кладочный раствор с рецептурой 1:2 (цемент-песок).

Яма из блоков или кирпича Источник drive2.ru

Если сооружают монолитную конструкцию, то для этого собирают опалубку. Изготавливают ее из досок, плитных или листовых ровных и прочных материалов. К примеру, из металлического листа или профнастила, фанеры или плит ОСП.

Основная задача – собрать опалубку так, чтобы она не разъехалась под действием достаточно большого веса заливаемого бетона. Если грунт под гаражом глинистый, то опалубку монтируют как один слой ограждений с внешней стороны. Покрытая гидроизоляцией стенка котлована сама сможет спокойно выдержать любые нагрузки. Если грунт песчаный, неплотный и непрочный, тогда опалубку устанавливают в два слоя, оставляя между ними пространство для заливки бетонного раствора.

Бетон заливают за один раз, не оставляя на следующий день. Перерыв может быть между заливками, но не более 4 часов. Посмотрите на фото, вот так выглядит опалубка с залитым в нее бетонным раствором.

Смотровая яма, как монолитная бетонная конструкция Источник azowo.ru

Рекомендуется в бетонные стены заложить армирующий каркас в виде решетки из арматуры диаметром 6-8 мм. Решетки устанавливают вдоль стен так, чтобы они оказались посередине пространства опалубки. На соседних стенках каркасы связываются между собой вязальной проволокой.

Через неделю после заливки бетонного раствора снимают опалубку. Но свою прочность бетон наберет только через 28 дней. После чего нужно поверхности сооружения прогрунтовать и продумать вид отделки. Оптимальный вариант – керамическая плитка. Она хорошо отмывается. Но можно яму покрасить, оштукатурить или облицевать кирпичом. Что касается ямы из кирпича или блоков, то ее обязательно штукатурят, затем белят или отделывают кафелем.

В принципе, можно считать, что строительство смотровой ямы в гараже закончено. Необходимо добавить, что нередко по периметру сооружения вровень с полом укладывают ограничительную конструкцию. Это стальной уголок, сваренный в виде прямоугольника, равному размерам смотровой ямы. Его крепят к штырям или шпилькам, заложенным в процессе заливки бетона.

Облицовка керамической плиткой Источник drive2.ru

Материал

Рассмотрим, как правильно и из каких материалов сделать стены смотровой ямы. Стены ямы обычно делают из кирпича, строительных блоков или используют монолитный бетон.

При выборе первого варианта предпочтительнее керамика, как наиболее влагостойкий материал. Стоит помнить о толщине кирпича при определении размеров ямы – после выкладывания стен кирпичом или блоками объём ямы уменьшится.

Выбор материала для стен ямы зависит от грунта. Если он является сухим и плотным – смело выбирайте кирпич. В противном случае необходимо использовать армированный бетон.

Бетонные блоки отличаются стойкостью к влаге. При использовании других блоков потребуется гидроизолирующий материал. Блоки из бетона могут без негативных последствий взаимодействовать с влагой, отличаются прочностью и не будут пучится зимой.

Если смотровая яма заливается бетоном, слой такой заливки должен быть, как минимум пятнадцать сантиметров. Также потребуется армирование бетона проволочной сеткой 0,5 см толщины. Вместо сетки возможно установление каркаса. Для него можно использовать арматуру.

Какие потребуются материалы

  • песок и гравий — для приготовления кладочного раствора;
  • щебень — для формирования подушки;
  • цемент — для замешивания раствора;
  • деревянные бруски в 30 на 30 мм (можно и 40 на 40);
  • доски толщиной до 2,5 см или фанера толщиной до 1,5 см — для создания опалубки;
  • доски толщиной до 4,5 см — для обустройства крышки смотровой ямы;
  • гидроизолятор (рубероид, мастика, пленка) — для профилактики проникновения грунтовых вод и защиты стяжки от сырости (посмотрите, как сделать гидроизоляцию правильно);
  • армирующий прут и стальная проволока — для создания армирующей решетки по стенам и напольному основанию ямы.

Если вы делаете вентиляцию, то также понадобятся пластиковые трубы — оптимально использовать варианты с диаметром до 10 см. Деревянные доски и бруски можно заменить кирпичами и пеноблоками, но стоимость работ в связи с этим вырастет.

Крышка для ямы

Под конец строительства встает вопрос – чем закрыть яму в гараже. Крышка, закрывающая смотровую яму, служит дополнительным слоем гидроизоляции. При ее отсутствии испаряемая влага будет постоянно оседать внизу кузова при нахождении автомобиля в гараже, иногда длительном.

Крышка для смотровой ямы в гараже выполняется из листов металла или досок. Древесина является материалом недорогим и не тяжелым. Замена вышедшей из строя доски не составит большого труда. Применять доски желательно из твердых пород дерева. Перед началом использования их следует пропитать противогрибковыми препаратами и антисептиком. Устанавливают доски в металлических уголках, закрепленных наверху ямы.

Самостоятельное обустройство

Перед началом работ необходимо составить чертеж конструкции. При этом учитываем, что замеры были произведены чистовые, только объем внутреннего пространства. Поэтому копать яму необходимо будет с учетом стяжки и толщины стен.

Порядок работ:

  • Разметка котлована;
  • Копательные работы;
  • Установка вентиляции;
  • Оборудование гидроизоляции;
  • Обустройство пола;
  • Укладка стен.

Разметка пола делается просто. По необходимым параметрам намечается прямоугольник, и переходят к разрытию котлована. Если решили сделать вентиляцию, которая будет проводиться через стену, необходимо вырыть траншею для трубы.

Вытяжку ямы можно вывести на одну из сторон или на противоположные. Трубы располагают на крыше или под стеной гаража.

Приточная труба должна находиться над поверхностью на расстоянии полметра, вытяжная на 2,5 метра. Для вентиляции используют пластиковые трубы диаметром 100 мм.

Дно выкопанного котлована необходимо утрамбовать и сделать специальную подушку: грунт, щебень, песок, гравий. Каждый слой должен составлять не менее 50 мм и быть хорошо уплотнен. Стены и дно застилают гидроизоляцией, используя полиэтилен, рубероид, мембрану. Материал накладывают на края ямы и закрепляют тяжелыми предметами.

Какой размер будет оптимален? Есть ли мнение, боюсь проколоться в размерах.
Авто — Мазда Капелла
Длина авто — 4,64 м, колея колес 1,46 м
Свой рост — 1,82
Какую по размерам лучше сделать яму? Ширина хвысотахдлина?
По ширине сначала думал — метр, но тогда под колеса запас остается всего 1,46м-1м-0,2 (2 колеса по центру колеи)=26 см Т.е. останется всего по 13 см от края ямы до колеса — тяжело маневрировать в гараже будет. 🙂 или как? а по высоте чего посоветуете? пока склоняюсь к 1,70 м, т.к. клиренс 16 см. По длине думаю метра 2 хватит? Толщина железа?

Ширина 80-90 см. нормально будет, высота — лучше больше, стульчик подставить, чем изгибаться..

Есть опыт всплытия герметичной сварной ямы с прижиманием автомобиля к крыше гаража. Водоизмещение у этого судна получается несколько тонн.

Сам недавно сделал,ещё не пользовался.
ИМХО,у меня ш.-1м,считаю-многовато,может 0,85-0,9(если надо маневрировать,но зачем?).
По дл.,считаю,чтобы можно было в любую минуту залезть под машину,её не трогая.А то ,бывает охота залезть,посмотреть,а машина не даёт.Яма строго под ней,а двигать машину в лом.Сразу проводку электрическую сделать,лучше на 36в,чтоб темно не было.У меня яма сырая,грунтовые рядом,потому потеет,доски,хоть обрабатывал,но всё одно плесневеют.
45,если наехать держит микрик,но с напрягом.По росту не знаю,не пользовал,железом не обшивал,просто двойной уголок на 45.
Пол тут бетонировал и сделал несколько под углом к уголку и не увидел подспушенное колесо,надо бы бетонировать ровно.

0.8х1.6 Длина лучше во всю машину или заход сбоку.

Спасибо за советы!
Яму планирую — фактически — просто металлический ящик покрасить и вкопать в землю. По бокам усилитель из уголка 50х50. Никакх обшиваний досками не планирую.

Еще вопрос — сделать ли выступание кромок ящика над уровнем пола и насколько? Или заподлицо?

Спасибом не отделаетесь,Вы наверно с 2002г на форуме,а так мало сообщений.Советуйте и сами!
Я не про обшивание досками писал ,а про доски покрывающие яму сверху писал,45мм,мол ,выдерживает микрик,но с натягом.
Лучше выступление уголков вверх не делать(для свободы манёвра,при прочных досках),если на яму(доски) не допускается заезжать,лучше сделать бортик.

Если у вас Мазда Капелла то смотровая яма вообще ни к чему.

У меня были мысли заиметь такую когда ездил на Ниссанах да таётах. Первая же Мазда и я забыл про свое желание

Последний раз редактировалось Oleg-Sentia; 05.10.2006 в 14:03 .

Сам сейчас этим занимаюсь. Яму делаю 1м на 2,5м и 1.5 глубинои, длинее непозволяет погреб. Толщина листа 3 мм. Сварил каркас, без пола, и изнутри капаю и таким образм опускаю «яму» на место. Когда будеш варить яму обязательно усиливаи боковины уголком, причем в нескольких местах. Я сначало усилил уголком 25мм, но только посередине (имеется ввиду по длине ямы по середине высоты) и как только немного земли стало давить с боков как боковые стены стали прогибаться, пришлось между ними поставить распорку и усилить ещё одним уголком по периметру

2 Сем — спасибо, теперь понял. А советовать пока не могу — ямы то нету пока. Одни стены, да глиняный пол. 🙁 Тут вот как все это дело затаскивать предстоит — не знаю. Вроде как ящик за 300 кило получается. Такой и вдвоем то не сдвинуть. Дно делаю сразу, т.к. грунтовые воды близко, а без дна-то — просто красота такой ящик вкапывать. ээх. Если чего будет сказать — то расскажу.

2 Oleg-Sentia — это больше для самоуспокоения скорее яма, чтобы поглядеть — не оторвал ли чего снизу. Да может под барахло всякое легкозамерзающее приспособить удасться. Т.к. погреба или кессона нет.

2 denis.86 — вроде как будет уголок и по диагонали, а по периметру, действительно, может сильно земля давить. Может тогда яму копать больше чем ящик и щель заливать раствором? по периметру?

К Мигел,ИМХО,я пол залил бетоном из дресвы и цемента.Песка не понадобилось.Щебёнку тяжело мешать.А дресва-само то,только пол несколько шероховатый.Может,с песком был бы и поглаже.В прошлом году я строил дом,так мешал щебёнку 0-40(мелкая как дресва-и до 40 мм),песок,цемент,в пропорции(5-3-2).Было гладко и очень прочный пол,даже на фундамент,как помниться, те же пропорции были,только +бутовый камень.
В гараже же ,разводил дресву с цементом(6 к 1).Пол достаточно прочный,в подсобке сделал 10(8) к 1 и держится,пока.Подушка из дресвы.
Всё ,опять же,ИМХО.Дом второй год стоит,а гараж(пол) ещё не зимовал.

2 Migel
Размер лучше дай гаража, а не машины, все равно душа человека стрмиться к большему.
У себя в гараже (размеры гаража, длина 17.5 м, ширина от 4 до 3.5 м, высота 2.7 м) буду делать смотровую длиной 6 м (во всю длину машины + небольшой запас на ступени), шириной 0.8-0.9 (шире не надо так как перекрывать придется досками и могут не выдержать вес машины), глубиной 1.6-1.7 м (рост человека минус 0.2-0.3 м, уж лучше слегка нагнуться или встать на колено на табуретку чем тянуться вверх). Отделка стен полнотелый печной кирпич (он не гниет и не рассыпается как силикатный) пол бетонный с деревянным настилом (теплее для ног, если гараж не отапливаемый).