Как прозвонить электродвигатель мультиметром

Как прозвонить электродвигатель мультиметром

Электродвигатель – основная составляющая любой современной бытовой электротехники, будь то холодильник, пылесос или другой агрегат, использующийся в домашнем хозяйстве. В случае выхода какого-либо прибора из строя в первую очередь необходимо установить причину поломки. Чтобы узнать, в исправном ли состоянии находится мотор, его необходимо проверить. Нести аппарат в мастерскую для этого необязательно, достаточно располагать обычным тестером. Прочитав эту статью, вы узнаете, как проверить электродвигатель мультиметром, и сможете справиться с этой задачей самостоятельно.

Измерение сопротивления изоляции обмоток

Для проверки двигателя на сопротивление изоляции, электрики используют мегомметр с испытательным напряжением 500 В или 1000 В. Этим прибором измеряют сопротивление изоляции обмоток двигателей рассчитанных на рабочее напряжение 220 В или 380 В.

Для электродвигателей с номинальным напряжением 12В, 24в используют тестер, так как изоляция этих обмоток не рассчитана на испытание под высоким напряжением 500 В мегомметра. Обычно в паспорте на электродвигатель указывается испытательное напряжение при измерении сопротивлений изоляции катушек.

Сопротивление изоляции обычно проверяется мегомметром

Перед измерением сопротивления изоляции нужно ознакомиться со схемой подключения электродвигателя, так как некоторые соединения звездой обмоток бывают подключены средней точкой к корпусу двигателя. Если обмотки имеет одну или несколько точек соединений, “треугольник”, “звезда”, однофазный двигатель с пусковой и рабочей обмоткой, тогда изоляция проверяется между любой точкой соединения обмоток и корпусом.

Если сопротивление изоляции значительно меньше 20 Мом, обмотки разъединяют и проверяют каждую отдельно. Для целого двигателя сопротивление изоляции между катушками и металлическим корпусом должно быть не ниже 20 Мом. Если электродвигатель работал или хранился в сырых условиях, тогда сопротивление изоляции может быть ниже 20 Мом.

Тогда электродвигатель разбирают и просушивают несколько часов накальной лампой 60 Вт, помещенной в корпус статора. При измерении сопротивления изоляции мультиметром, выставляют предел измерений на максимальное сопротивление, на мегомы.

Проверка электрической части двигателя

Проверка щеток

Это касается моделей коллекторного типа. То, что они на месте, еще не говорит об исправности электродвигателя. У этих сменных контактов есть некоторый предел износа, и его реальную величину визуально несложно оценить по их длине. Как правило, допустимая выработка – если «высота» щетки не менее 10 мм. Хотя для конкретного изделия следует уточнять. Но в любом случае при подозрениях на повышенный износ лучше сразу же их заменить.

Проверка контактных групп

На роторе находятся ламели. Не только повреждения любой из них или отслоения, но даже глубокая царапина – признак неисправности. Возможно, электродвигатель еще какое-то время и поработает, но вот сколько и как эффективно – большой вопрос.

Проверка обмоток

Для этого они исключаются из схемы. Методика зависит от типа эл/двигателя. Выводы можно отпаять или «откинуть», раскрутив фиксирующие гайки. В противном случае протестировать их на целостность невозможно. Обмотки электродвигателя соединяются в общую схему («звездой» или «треугольником»), и их тестирование в исходном состоянии бессмысленно – они все будут «звониться». Даже и при обрыве в случае короткого замыкания.

На целостность обмоток

По сути, каждая из них – провод, уложенный соответствующим образом. Все они соединены в схему. Следовательно, из выводов должна быть лишь одна «пара». Вот и нужно взять любой из них (предварительно сняв все перемычки) и поочередно, при помощи мультиметра, «прозванивать» с остальными. Если при проверке конкретного вывода прибор все время показывает ∞ (при измерении сопротивления), то в этой статорной обмотке – внутренний обрыв. Однозначно – в ремонт.

На КЗ

Методика идентична, и повторять проверку нет смысла. Это оценивается сразу, параллельно. Нужно лишь учесть, что если какой-то вывод «звонится» более чем с одним проводом, то это означает, что между обмотками – короткое замыкание. То же самое – только в мастерскую.

На пробой

В принципе, аналогично. Разница лишь в том, что при проверке изоляции проводников один щуп тестера постоянно на корпусе электродвигателя (предварительно следует зачистить небольшой «пятачок» от краски), а второй последовательно присоединяется ко всем выводам, поочередно. Если хотя бы раз прибор покажет нулевое сопротивление, значит, этот проводник «коротит». И в этом случае без ремонта не обойтись.

Какие электродвигатели можно проверить мультиметром

Если двигатель не имеет очевидных внешних повреждений, то есть вероятность того, что произошел внутренний обрыв цепи или произошло короткое замыкание. Но не все электродвигатели можно просто проверить на эти дефекты мультиметром.

Например, может возникнуть сложности в диагностике электродвигателей постоянного тока, так как их обмотка имеет практически нулевое сопротивление и его можно проверить только косвенным методом по специальной схеме: одновременно снимают показания с амперметра и вольтметра с вычислением результирующего значения сопротивления по закону Ома.

Таким образом проверяют все сопротивления обмоток якоря и замеряют значения между пластинами коллектора. Если сопротивления обмоток якоря различаются, то имеется неполадки, так как в исправной машине эти значения одинаковые. Разность в значениях сопротивления между соседними пластинами коллектора должна быть не больше 10%, тогда двигатель будет считаться исправным (но если в конструкции предусмотрена уравнительная обмотка, то это значение может достигать до 30%).

Электрические машины переменного тока разделяют на:

  • синхронные: имеющие обмотки статора, расположенные под одинаковым углом смещения между собой, что позволяет двигаться с частотой, синхронной скорости вращения приложенной силы;
  • асинхронные с короткозамкнутым ротором (одно- или трехфазные);
  • асинхронные с фазным ротором, имеющие трехфазную обмотку;
  • коллекторные.

Все эти типы двигателей доступны для диагностики с помощью измерительных приборов, в том числе с помощью мультиметров. В целом, двигатели переменного тока достаточно надежные машины и неисправности в них возникают достаточно редко, но все же такое случается.

VESKO-TRANS.RU

АвтоНовости / Обзоры / Тесты

Как Проверить Трехфазный Двигатель Мультиметром

Как проверить состояние обмотки двигателя

На первый взгляд, обмотка представляет собой кусок проволоки, намотанной особым образом, и ломать там особо нечего. Но у него есть особенности:

серьезный отбор однородного материала по всей его длине;

точная калибровка формы и сечения;

применение в промышленных условиях слоя лака, обладающего высочайшими изоляционными качествами;

сильные контактные соединения.

Если какое-либо из этих требований нарушается в любое время, условия электронного тока изменяются, и двигатель начинает работать на пониженной мощности или останавливается вообще.

Чтобы проверить одну обмотку трехфазного двигателя, отсоедините его от других цепей. Какие двигатели можно проверить с помощью мультиметра? Трехфазный метод испытания изоляции. На всех двигателях они могут быть собраны по одной из двух схем:

Концы обмоток обычно выводятся на клеммные колодки и обозначаются знаками «Н» (начало) и «К» (конец). Как проверить двигатель с помощью мультиметра. Время от времени отдельные соединения могут быть скрыты внутри корпуса, и для заключений используются другие методы обозначения, такие как числа.

В трехфазном двигателе статора используются обмотки с аналогичными электронными характеристиками, которые имеют одинаковое сопротивление. Если они показывают разные значения при измерении с помощью омметра, это повод серьезно подумать о причинах разброса показаний.

Как возникают неисправности в обмотке

Визуально оценить качество обмоток маловероятно из-за ограниченного доступа к ним. На практике они проверяют свои электронные свойства, считая, что все неисправности обмоток:

разрыв, когда целостность провода нарушается и прохождение через него электронного тока исключается;

небольшая неисправность, возникающая при разрыве изоляционного слоя между входной и выходной катушками, характеризующаяся исключением обмотки из работы с шунтирующей поверхностью;

перекрытие при разрыве изоляции между одной или несколькими соседними катушками, которые, таким образом, деактивируются. Ток проходит через обмотку, минуя короткозамкнутые витки, не преодолевая их электронного сопротивления и не создавая для них особой работы;

пробой изоляции между обмоткой и корпусом статора или ротора.

Проверка обмотки на обрывы проводов

Этот тип повреждения определяется путем измерения сопротивления изоляции омметром. Устройство будет демонстрировать огромное сопротивление. який, который учитывает зазор, создаваемый зазором в воздушном пространстве.

Проверка обмотки на короткое замыкание

Двигатель с коротким замыканием внутри электронной цепи, который отключен защитой сети. Но даже при быстром выводе из этого метода появление короткого замыкания хорошо видно из-за влияния высоких температур с сильной сажей или следами синтеза металлов.

В электронных методах определения сопротивления обмотки омметра получается очень маленьким значением, очень близким к нулю. Действительно, практически вся длина провода исключается из измерения из-за случайного шунтирования входных концов.

Проверка обмотки на обрыв цепи

Это более скрыто и трудно идентифицировать ошибку. Есть несколько методов, чтобы идентифицировать это.

Метод омметра

Устройство работает при постоянном токе и измеряет только активное сопротивление проводника. Намотка при прохождении поворотов делает существенно большую индуктивную составляющую.

Когда первая ступень закрыта, а их общее количество может составлять несколько сотен, очень трудно заметить изменение активного сопротивления. В конце концов, он колеблется в пределах нескольких процентов от общего количества и сразу меньше.

Как зазвонить мотор

Три фазы асинхронный электродвигатель, тестер тест. На практике полностью проверить электропривод.

Трехфазные контакты двигателя и непрерывность обмотки

Рассмотрим расположение концов обмоток трехфазный мотор, определить, правильно ли они подключены.

Вы можете проверить точную калибровку устройства и тщательно измерить сопротивление всех обмоток, сравнивая результаты. Но разница в показаниях даже в этом случае не всегда будет заметна.

Более точные результаты позволяют нам получить мостовой метод измерения активного сопротивления, но обычно это лабораторный метод, который недоступен большинству электриков.

Измерение токов потребления по фазам

При использовании схемы переключения соотношение токов в обмотках изменяется, происходит избыток нагрева статора. Ходовой двигатель имеет аналогичные токи. Поэтому их непосредственное измерение в цепи тока нагрузки более точно отражает истинную картину технического состояния.

Измерение переменного тока

Не всегда возможно найти сопротивление обмотки, учитывая индуктивный компонент в полной рабочей цепи. Для этого необходимо снять крышку с клеммной коробки и врезаться в жгут проводов.

На выключенном двигателе для измерения можно использовать понижающий трансформатор с вольтметром и амперметром. Ограничение тока допускается ограничивающим токовым резистором или реостатом соответствующего номинального значения.

При измерении обмотка находится внутри магнитопровода, и ротор или статор можно снять. Там не будет баланса электрических токов, на которые назначен двигатель. Как проверить двигатель и можно ли проверить мультиметр? И как можно больше. Поэтому используются низкие напряжения и контролируется величина токов, которая не должна превышать номинальных значений.

Падение напряжения, измеренное на катушке, поделенное на ток, согласно закону Ома, даст значение импеданса. Осталось сравнить с особенностями других обмоток.

Та же схема позволяет снять свойства тока обмотки. Вам просто нужно провести измерения на разных токах и записать их в виде таблицы или графика. Если по сравнению с такими обмотками серьезных отклонений нет, защита от межсоединений отсутствует.

Мяч в статоре

Метод основан на разработке вращающегося электрического поля с регулярными обмотками. Как проверить двигатель с помощью мультиметра шаг за шагом. Для этого на них подается трехфазное симметричное напряжение, но, безусловно, сниженное значение. Для этой цели обычно используются три аналогичных выходных трансформатора, работающих в каждой фазе силовой цепи.

Чтобы ограничить текущие нагрузки на обмотки, эксперимент недолговечный.

Маленький металлический шарикоподшипник вводится во вращающееся магнитное поле статора, как только вращение увеличивается. Если обмотки хорошие, то шар одновременно катится по внутренней поверхности магнитопровода.

Когда одна из обмоток имеет прерывистый контур, шар замерзнет в точке разрушения.

Во время испытания невозможно превышать ток в обмотках выше номинального значения, и следует отметить, что шарик свободно выпрыгивает из корпуса со скоростью вылета из рогатки.

Проверка электрической полярности обмоток

Обмотки статора могут не указывать на начало и конец клемм, что затруднит правильную сборку.

На практике для определения полярности используются 2 метода:

1. используя маломощный источник постоянного тока и чувствительный амперметр, указывающий направление тока;

2. Способ использования понижающего трансформатора и вольтметра.

В обеих версиях статор считается магнитной цепью с обмотками, которая работает по аналогии с трансформатором напряжения.

Проверьте полярность с помощью аккумулятора и амперметра.

На внешней поверхности статора изображены три отдельные обмотки с шестью проводами, начало и конец которых находятся.

С помощью омметра выводы, относящиеся к каждой обмотке, называются и обозначаются, например, номерами 1, 2, 3. Затем они случайным образом отмечают начало и конец любой обмотки. Амперметр в форме стрелки в центре шкалы способен указывать направление тока, подключенного к одной из других обмоток.

Аккумулятор минус агрессивно подключается к концу выбранной обмотки, плюс кратковременное касание ее пуска и немедленное обрыв цепи.

Когда на первую обмотку подается импульс тока, он преобразуется во вторую цепь, закрытую амперметром из-за электрической индукции, повторяя свою первоначальную форму. В этом случае, если полярность обмоток определена правильно, стрелка амперметра отклонится вправо в начале импульса и сместится влево, когда цепь разомкнута.

Если стрелка ведет себя по-разному, полярность просто запутана. Осталось только отметить выводы 2-й обмотки.

Другая 3-я обмотка проходит аналогичные испытания.

Проверка полярности с использованием выпадающего трансформатора и вольтметра

Здесь тоже обмотки изначально называются омметрами, определяющими выводы, которые к ним относятся.

Затем концы первой выбранной обмотки произвольно маркируются для подключения к понижающему трансформатору, например, 12 вольт.

Два остатка обмотки случайно скручены в одной точке с двумя контактами, а остальные пары подключены к вольтметру и подают питание на трансформатор. Его выходное напряжение преобразуется в другие обмотки той же величины, поскольку они имеют равное число витков.

Благодаря попеременному соединению второй и третьей обмоток векторы напряжения будут добавлены, а их сумма будет указана вольтметром. Как проверить датчик парктроника с помощью мультиметра (тестер. В нашем случае, если направление намотки одинаковое, это значение будет 24 вольт, а с разной полярностью. 0.

Необходимо отметить все концы и выполнить контроль замораживания.

В статье представлена ​​общая процедура проверки технического состояния случайного двигателя без определенных технических особенностей. Они могут варьироваться в зависимости от конкретного случая. Смотрите их документацию для вашего оборудования.

Проверка электродвигателя внешним осмотром

Полноценный осмотр можно провести только после разборки электродвигателя, но сразу не спешите разбирать.

Все работы выполняются только после отключения электропитания, проверки его отсутствия на электродвигателе и принятия мер по предотвращению его самопроизвольного или ошибочного включения. Если устройство включается в розетку, тогда просто достаточно достать вилку из нее.

Если в схеме есть конденсаторы, тогда их выводы необходимо разрядить.

Проверьте перед началом разборки:

  1. Люфт в подшипниках. Как проверить и заменить подшипники читайте в этой статье.
  2. Проверьте покрытие краски на корпусе. Выгоревшая или отлущиваяся местами краска свидетельствует о нагревании двигателя в этих местах. Особенно обратите внимание на места расположения подшипников.
  3. Проверьте лапы крепления электродвигателя и вал вместе его соединения с механизмом. Трещины или отломанные лапы необходимо приварить.

После разборки по этой инструкции необходимо проверить:

  1. Смазку в подшипниках. Или заменить их при износе.
  2. Отсутствие касаний при вращении ротора в статоре. Если есть потертости, значит изношены подшипники. Если сильно стерт ротор или есть значительные сколы (чаще всего в районе крыльчатки), его необходимо будет заменить, потому что будет нарушена балансировка вала.
  3. Осматриваем короткозамкнутый ротор на отсутствие повреждений, как правило это оплавления или почернения в местах расположения стержней, соединенных с контактными кольцами. Поврежденный ротор ремонту не подлежит и его необходимо заменить.
  4. Далее необходимо осмотреть обмотки статора электродвигателя в первую очередь на целостность, т. е. не должно быть оторванных или торчащих проводов. Затем внимательно смотрим и ищем места почернения проводов. Исправные провода темно-красного цвета. Если же выгорает электроизоляционный лак, то провода в этих местах чернеют.

Может выгореть как часть обмотки и возникнет межвитковое замыкание (на картинке слева), так и вся обмотка (на правой картинке). Несмотря на то, что в первом случае двигатель будет работать и перегреваться, все равно необходимо в любом случае перемотать заново обмотки.

Как проверить подшипники электродвигателя?

После осмотра прибора можно начинать его проверять и делать это нужно начиная с подшипников двигателя. Очень часто неисправности электродвигателя происходят вследствие их поломки. Они нужны для того, чтобы ротор плавно и свободно двигался в статоре. Расположены подшипники с обоих концов ротора в специальных нишах.

Для электродвигателей чаще всего используются такие типы подшипников, как:

  • латунные;
  • шарикоподшипники.

Некоторые нуждаются в оснащении смазочными фитингами, а некоторые уже смазаны в процессе производства.

Проверять подшипники нужно следующим образом:

  • разместите двигатель на твердой поверхности и положите одну руку на его верхнюю часть;
  • второй рукой проверните ротор;
  • постарайтесь услышать царапающие звуки, трение и неравномерность движения – всего это сигнализирует о неисправности прибора. Исправный ротор двигается спокойно и равномерно;
  • проверяем продольный люфт ротора, для этого его нужно потолкать за ось из статора. Допускается люфт максимум до 3 мм, но не больше.

Если есть проблемы с подшипниками, то электродвигатель работает шумно, сами они перегреваются, что может привести к выходу прибора из строя.

Дополнительное оснащение

Электрические силовые установки довольно часто снабжаются специальными дополнительными элементами. Они предназначены для защиты устройства и оптимизации работы. Наиболее распространенным дополнительным оборудованием можно считать:

  1. Термический предохранитель. При повышении температуры до критического значения может нарушиться целостность изоляции. Термический предохранитель позволяет решить проблему с целостностью изолирующего материала. Как правило, предохранитель убирается под изоляцию обмотки или фиксируется на корпусе. Получить доступ к выводам довольно просто, при применении обычного тестера можно получить требующуюся информацию.
  2. В последнее время часто термический предохранитель заменяют на температурное реле. Выделяют два типа: замкнутый и разомкнутый. Марка устройства указывается на корпусе. Реле выбирается в соответствии с техническими параметрами электрического двигателя.
  3. Датчики оборотов устанавливаются на стиральных машинах. Подобное оборудование работает по принципу измерения разности потенциалов в пластинке, через которую проходит наиболее слабый ток. При этом есть три контакта, третий предназначен для проверки тока в рабочем режиме. Не рекомендуется проверять величину электропитания на момент включенного двигателя, так как это может привести к сгоранию измерительного прибора.

Обычный мультиметр может применяться для диагностики самых различных показателей, а также проверки неисправностей. Однако если этот измерительный прибор не позволил выявить неполадку, то могут применяться другие специальные инструменты. Их высокая стоимость определяет низкую доступность. Кроме этого, профессиональным оборудованием нужно уметь правильно пользоваться.

Важно не только определить основные показатели, но и правильно их интерпретировать. Именно поэтому при отклонении показателей от нормы многие решают сдать электрический двигатель на проверку в фирму, которая специализируется на тестировании и ремонте подобного оборудования.

Дополнительное оснащение

Электрические силовые установки довольно часто снабжаются специальными дополнительными элементами. Они предназначены для защиты устройства и оптимизации работы. Наиболее распространенным дополнительным оборудованием можно считать:

  1. Термический предохранитель. При повышении температуры до критического значения может нарушиться целостность изоляции. Термический предохранитель позволяет решить проблему с целостностью изолирующего материала. Как правило, предохранитель убирается под изоляцию обмотки или фиксируется на корпусе. Получить доступ к выводам довольно просто, при применении обычного тестера можно получить требующуюся информацию.
  2. В последнее время часто термический предохранитель заменяют на температурное реле. Выделяют два типа: замкнутый и разомкнутый. Марка устройства указывается на корпусе. Реле выбирается в соответствии с техническими параметрами электрического двигателя.
  3. Датчики оборотов устанавливаются на стиральных машинах. Подобное оборудование работает по принципу измерения разности потенциалов в пластинке, через которую проходит наиболее слабый ток. При этом есть три контакта, третий предназначен для проверки тока в рабочем режиме. Не рекомендуется проверять величину электропитания на момент включенного двигателя, так как это может привести к сгоранию измерительного прибора.

Обычный мультиметр может применяться для диагностики самых различных показателей, а также проверки неисправностей. Однако если этот измерительный прибор не позволил выявить неполадку, то могут применяться другие специальные инструменты. Их высокая стоимость определяет низкую доступность. Кроме этого, профессиональным оборудованием нужно уметь правильно пользоваться.

Важно не только определить основные показатели, но и правильно их интерпретировать. Именно поэтому при отклонении показателей от нормы многие решают сдать электрический двигатель на проверку в фирму, которая специализируется на тестировании и ремонте подобного оборудования.