Карниз крыши – назначение, устройство и способы отделки

Карниз крыши – назначение, устройство и способы отделки

Недаром люди издревле говорили, что главное – это надежная крыша над головой. Профессиональные кровельные мастера также подтверждают, что только надежная, прочная кровля обеспечивает комфортное проживание в доме. Причем надежность и долговечность этой сложной конструкции, порой зависит от, казалось бы, совсем незначительных элементов.

К примеру, карниз крыши, несмотря на небольшой размер и процент от площади поверхности скатов, этот элемент выполняет важные функции, влияющие на срок службы, изолирующую способность и прочность крыши. В этой статье мы расскажем об устройстве кровельного карниза дома, способах его формирования и оптимальных размерах.

Основные виды карнизов

К таковым можно смело отнести два типа карнизного свеса:

  1. Фронтальный. Он монтируется с выступом относительно стен постройки фронтона края ската крыши, выполненных под наклоном
  2. Боковой. В этом случае свесы располагаются по бокам здания.

Обратите внимание! Ширина карниза зависит непосредственно от типа его расположения. В случае, когда тип свеса боковой, достаточно ширины в 50-60 см относительно границ стен. Если же речь идет о фронтальном расположении свеса, тогда выпуск может быть увеличен до 1 м.

Фронтальный свес для стандартной двускатной крыши монтируется за счет выпуска коньковой доски на заранее определенное расстояние относительно стен постройки. Аналогично выносятся и кровельные перекладины, закрепленные на стропилах.

Крепление карнизной доски производится к торцам конька крыши и несущих брусьев. Обшивка низа фронтона не является обязательной, однако многие предпочитают ее делать для улучшения эстетической составляющей.

Важно! Для того, чтобы вся конструкция фронтона была надежной и долговечной, стоит подбирать одинаковое сечение для стропил и горизонтального бруса.

Если производится монтаж бокового свеса карниза, балки кровли выпускаются на расстояние не меньшее, чем отмостка фундамента. Кроме этого обязательно учитывается и высота здания.

После полной укладки кровельного материала на двускатную стандартную крышу, осуществляется крепление торцов балок с применением дощатой обвязки. Она и будет выполнять функцию карниза, который кроме прочего скроет край и «черновую» сторону кровли.

В нижней части доски карниза оборудуется паз, при помощи которого в дальнейшем производится крепление обшивки открытой нижней части свеса. Для этих целей чаще всего используется шпунтованная доска или виниловый сайдинг.

Материалы обшивки крепятся на свес по углом в 90 0 относительно стен здания.

Материалы для обшивки карниза крыши

Конечная отделка карниза крыши выполняется с помощью различных материалов. Владельцы домов могут выбирать бюджетные материалы либо что-то эксклюзивное.

При выборе отделочного материала для свеса стоит обратить внимание на стиль собственного здания и соседних домов.

Сайдинг

Многие владельцы различных домов в качестве отделочного материала выбирают сайдинг. Он имеет несколько преимуществ:

  • Легкость монтажа
  • Невысокая цена

Сайдинг режется без труда, при монтаже его можно и сгибать

Сейчас в продаже есть огромный ассортимент сайдингов для обшивки карнизного свеса. Отличается от обычных панелей тем, что имеет перфорированные вентиляционные отверстия. Пластиковые панели бывают различных цветовых оттенков, размера.

Натуральные доски

В традиционных деревянных постройках для отделки карниза крыши используются обычные доски. Перед применением доски необходимо обработать антисептиками, покрыть красками или лаком, предназначенными для наружных работ.

Для подшивки карнизного свеса обычно используют:

  • Вагонку
  • Обрезную доску
  • Специальную доску для подшивки

С помощью досок обшить карниз крыши, могут и неопытные строители. Но нельзя забывать о необходимости оставить продух для движения воздуха (естественная вентиляция).

Оцинкованная сталь

Для оформления карниза крыши отлично подходит оцинкованная сталь. Но материал должен быть обработан полимерными декоративными красками. Удобнее приобрести готовую металлическую панель. Но можно соорудить ее самостоятельно из профлистов, предназначенных для кровли.

Медь используют только при обшивке карнизов крыши исторических и культурных зданий. В некоторых случаях владельцы современных коттеджей для обшивки свеса выбирают данный материал, чтобы придать зданию оригинальный вид и выделиться на общем фоне.

Софиты

Планки, которые выпускаются для подшивки свесов, называют софитами. Они изготавливаются из различных материалов:

  • Алюминий
  • Медь
  • ПВХ
  • Сталь

Софиты можно подобрать под любой дизайн дома, так как они имеют различную фактуру и цветовую гамму.

Вагонка

Этот вид подшивки решили вынести отдельным пунктом. Материал пользуется большим спросом, он удобен в использовании, так как уже обработан. Для обшивки карнизного свеса стоит использовать влагостойкую вагонку.

Перед монтажом, как и доски, вагонку стоит продержать на открытом воздухе в течение 30 дней. При монтаже нет необходимости оставлять щели для движения воздушных потоков. При обшивании карниза вагонкой используются специальные вентиляционные решетки.

Если Вам нужна помощь в выборе материала и профессиональная подшивка карниза – обращайтесь к нам! ГК Пантеон осуществляет как кровельные, так и фасадные работы

Фронтальные и боковые карнизы: преимущества и недостатки ↑

По месту расположения свесы делят на фронтальные и боковые. Устройство карниза крыши для каждого вида имеет определенные отличия.

    Фронтальный. Он необходим для защиты фасадной части дома. Свес образуется боковыми краями наклонных кровельных скатов, поэтому на вальмовой крыше, имеющей четыре ската, таковой отсутствует.

Свес можно выполнить совместно со стропилами. Чтобы внешние стропила имели основу, необходимо вынести за стены несущие элементы, скажем, опорный коньковый брус и горизонтальные перекладины. Желательно, чтобы сечения горизонтальных брусков и стропил совпадали. Затем с торцов закрепляют карнизную доску.

Полученная конструкция будет достаточно надежной, чтобы обеспечить значительный вынос свеса (а он может в этом случае достигать 1 м) даже для кровель с тяжелым покрытием типа натурального шифера или керамической черепицы.

Еще один вариант устройства свеса на выпуске обрешетки. При этом стропила не выводятся за фронтонные стены. Этот вариант устройства больше подходит для покрытий из металлочерепицы, ондулина, битумной черепицы или других легких кровельных материалов. Фронтальный свес не должен быть слишком большим, чтобы избежать возможных прогибов. Обычно ширина карниза в этом варианте не более полуметра.

    Боковой. Свес оформляют за счет стропил, выступающих за стены дома. Его глубина составляет порядка 0,5–0,7 м и рассчитывается индивидуально для каждого конкретного здания в зависимости от таких параметров дома, как его высота и ширина отмостки, а также климатических особенностей местности.

Эффективность функционирования кровли во многом обусловлена качеством обустройства карниза.

Классификация и основные виды карнизов

История возведения домов имеет многовековую историю. И при этом не только каждая эпоха, но и каждый отдельно взятый застройщик пытается привнести в архитектуру своего жилища индивидуальные черты и выделить его из общей массы, а также улучшить его эксплуатационные свойства.

Особое внимание при возведении дома уделяется кровле, ведь именно она будет день за днем защищать его и делать теплым и уютным. Истории известны самые разнообразные виды свесов, но только некоторые из них заслуживают более подробного рассмотрения.

Виды карнизов

  • Подшитый карниз крыши. Этот вид используется при монтаже вальмовых и двускатных типов кровли.
  • Не подшитый карниз крыши. Применяется для обустройства скатной и вальмовой кровли.
  • Коробчатый карниз. Еще один популярный вариант, который применяется для установки на скатных либо вальмовых кровлях.
  • Укороченный карнизный свес. Этот вид идеально подходит для установки на всех видах крыши, вне зависимости от их конструктивных особенностей.

Обустройство карниза крыши, по сути, – это не менее значимый этап, чем монтаж кровельного покрытия. В связи с этим его подбор является важной задачей, при выполнении которой обязательно учитывается вид кровельного пирога, а также климатические особенности местности.

Типы устройства карнизов кровли

  • Карнизный свес, смонтированный заподлицо. При этом концы стропил не выступают за грани несущих стен. Для их принудительного удлинения к краю стропил выполняется крепление горизонтальной сливной доски, на которой будут монтироваться водосточные желоба.
    Существенным недостатком этого типа является невозможность организации полноценной защиты верхних частей стеновых элементов от губительного воздействия влаги и холода.
  • Карнизный свес закрытого типа. При его монтаже стропильные концы прикрывают карниз, который на нижней своей части имеет специальные пазы, необходимые для крепления софитов с внутренней стороны конструкции. Если на крыше расположен утепленный чердак, то карниз обязательно должен иметь перфорации для организации вентиляции подкровельного пространства.
  • Карнизный свес открытого типа. Сегодня широко применяется в современном частном строительстве. При его обустройстве водосточные желоба крепятся к верхней кромке стропильной системы либо к их нижнему краю.
  • Фронтонный свес. Обустройство элемента этого типа зависит только от решения дизайнера и может как выступать за границы стен, так и быть, смонтированным заподлицо с ними. Однако очень важно, чтобы выступающая часть кровли была обязательно подшита и имела ширину, как минимум, 500 мм.

Отделка карниза металлическим профилем

Наиболее подходящим материалом для изготовления карниза и каркаса под подшивку всегда был и еще долго останется обычный сосновый брусок и дюймовая доска. В качестве подшивочного материала проще всего использовать профлист, лучше всего окрашенный заводским способом. По сути, сделать отделку свесов и подшить основание металлом обойдется вдвое дешевле софита и вагонки. Кроме того, сделать работу можно за пару дней, тогда как набивка вагонки под карниз крыши займет не меньше трех-четырех дней.

Собираем каркас под обшивку

При замере важно контролировать горизонтальное положение линейки, поэтому измерения нужно сделать с помощью строительного уровня. На стенке отмечаем линию крепления распорок, на стропилах наносим точки пересечения распорки и стропильной балки или кобылки.

С помощью того же строительного уровня через отмеченные точки необходимо сделать риски для запила стропил в вертикальной плоскости. По отметкам на стене с помощью обычной капроновой нитки нужно сделать линию для крепления горизонтального бруса.

Сборку каркаса под карниз крыши выполняем в обратном порядке – сначала крепим на стене брус, затем устанавливаем по уровню распорки, и только после этого запиливаем в одной плоскости концы стропил. Понятно, что все деревянные элементы каркаса необходимо обработать водоотталкивающей пропиткой и антисептиком.

Как сделать подшивку профлистом

Принцип обшивки достаточно прост. Из цельного профилированного листа вырезают отдельные полосы на ширину лобовой доски, это примерно 10-15 см. Если стропила уложены в каркас крыши неточно, и образуется волна, то заготовки под отделку нужно сделать с запасом в 4-5 мм.

Обычно ленты из профлиста режут не сразу, а по мере укладки облицовочного материала на карниз. Первым делом нужно сделать облицовку лобовой доски по всему периметру крыши.

Крепеж выполняется с помощью оцинкованных саморезов с компенсирующими шайбами. Для выравнивания каждой ленты используется натянутый шнур, но перед окончательным креплением нужно сделать проверку положения облицовки по строительному уровню. При укладке металла обязательно нужно сделать перехлест в одну волну, как это делается при укладке на крыше профлиста.

Нижний край облицовки карниза может не иметь ровной линии, быть ступенчатым, это не имеет особого значения, главное — выровнять полоски по верхней кромке, которая заходит под крышу. Нижнюю кромку карниза все равно закроет накладной уголок, поэтому бороться за идеальную конфигурацию не имеет смысла.

На втором этапе нужно подшить профлистом основание. Для этого под горизонтальный брус набивается пластиковый профиль, используемый при сборке софитов или ПВХ панелей. Для подшивки плоскости можно заранее сделать необходимое количество заготовок, и только потом крепить к каркасу.

На завершающем этапе нужно уложить декоративный уголок, закрывающий все линии стыковки подшивочных листов карниза. Уголок нужно сделать на специальном гибочном станке, так как от правильности линий и геометрии декора будет зависеть впечатление обо всей работе.

Как сделать карниз крыши своими руками.

Чтобы не просто установить карниз крыши, а сделать это максимально правильно, потребуются определенные строительные и технические навыки, наличие всех необходимых инструментов, также обязательно необходимо соблюдать технику безопасности. Карнизные свес скатной кровли монтируется с использованием стропил. Порядок проведения работ будет зависеть от того, какие были выбраны отделочные материалы и каким образом они будут крепиться.

Фронтальный карниз крыши образуется за счет выпуска на необходимую длину конькового бруса. К нижней выступающей доске и коньку в натяжку крепится шнур, который служит для того, чтобы концы досок можно было обрезать на одинаковую длину. Следующим шагом должно будет крепление к выступающему торцу бруса и поперечным доскам карнизной доски. Ее еще называют ветровой. Кровельный материал укладывается на карниз крыши одновременно с креплением на кровлю общего настила. Точно так же обрезаются края стропил, выступающие за пределы стен.

Далее устанавливается карниз крыши из обрезных досок или металлического профиля. В зависимости от типа материала, выбранного для подшивки свеса, следует выбирать и материал, который будет использован для карниза. Например, для подшивки сайдинга используются металлически или виниловые профили, а для деревянной вагонки следует использовать каркас из дерева.

Прежде чем устанавливать карниз крыши, необходимо определиться с еще одним нюансом – какой будет карнизная коробка. Она может быть двух видов:

1. Горизонтальная – короба крепятся к самой низкой точке стропил и к доске, которая расположена в стыке стены постройки.

2. Вертикальная – для обшивки используются выступающие за грани стены постройки стропила. Использовать этот метод стоит только в том случае, если кровля имеет небольшой уклон.

Важно помнить, что карнизный свес должен быть подшит под прямым углом к стене постройки. Для его изготовления используется сайдинг, древесина, софит или вагонка.

Технология оформления края

Зачем нужен карниз и из чего он состоит?

Чтобы талая или дождевая вода, стекающая по скату, не попадала на стены дома и не подмывала фундамент, формируется свес кровли — часть ската, выступающая за плоскость стены. При этом на кровельном свесе устанавливаются специальные детали, которые отвечают за реализацию очень важных функций:

  • эффективное отведение влаги от стен (как стекающей по кровельному материалу, так и конденсационной);
  • защита подкровельного пространства от задувания капель;

При этом вентиляцию важно сохранить, так что полное перекрытие исключается!

  • укрепление карнизного свеса, позволяющее выдерживать значительные ветровые и снеговые нагрузки;
  • маскировка кровельного пирога и улучшение внешнего вида кровли.

Общая схема устройства края кровельного ската

Все это обеспечивается за счет монтажа карниза. Кровельные карнизы могут иметь самое разное строение, но общая схема устройства будет включать такие элементы:

Металлическая профилированная планка, которая ставится прямо на стропила.

Делается либо из досок, либо из переформированных пластиковых элементов — софитов.

Как видите, устройство карниза крыши не отличается сложностью. Кроме того, цена всей этой конструкции не составит и 10% от общей стоимости кровли, потому экономить на монтаже и подшивке свесов явно не стоит!

Оформлять край кровли можно по-разному, но делать это нужно в обязательном порядке!

Что нужно для работы?

Для защиты поверхностей стен и фундамента от стока даже на самой простой кровле желательно сделать карниз. Если же вы делаете баню, коттедж или дом, то края скатов нужно оформить по всем правилам.

Для этого нам будут нужны такие материалы:

Инструменты и приспособления

Монтаж карниза и установка софитов своими руками — это не самые простые виды работ. Для их качественного выполнения нам понадобятся:

Все работы на скатах выполняем только со страховкой

  1. Приспособления для работы на высоте — строительные леса, подмости, стремянки и т. д.
  2. Индивидуальные страховочные системы.

Также не стоит забывать о средствах защиты — перчатках, очках и каске.

  1. Измерительные инструменты — рулетка, уровень, отвес, угольник.
  2. Деревянные шаблоны — используются для торцовки стропильных ног.
  3. Пила по дереву — как минимум одна дисковая, и одна качественная ножовка.
  4. Шуроповерты аккумуляторные с магнитными битами.

Хороший шуруповерт для монтажа просто необходим

  1. Кровельный молоток.
  2. Нож для резки гидроизляции.

Организация вентиляции

Чтобы подшить свес кровли и оборудовать вентиляцией максимально быстро и качественно, соблюдают следующие рекомендации:

  • Работать лучше в теплое время года, с апреля до октября. Коэффициент теплового сжатия у разных материалов разный и этот момент нужно учитывать.
  • Заранее выбирают положение водостоков. От этого зависит конструкция свеса.
  • Материал для подшивки выбирают не только по красоте и практичности, но также по простоте ухода и долговечности.
  • Вентиляцию располагают как можно дальше от края, чтобы предупредить возможное попадание воды в систему.
  • Отделку карниза выполняют после утепления стены. Иначе часть под коробом останется неизолированной и дом будет терять тепло.
  • В деревянном здании карниз крепят на кронштейны. Для отделки берут доски с двойной окантовкой.

Продлить срок эксплуатации деревянного каркаса можно, если готовую конструкцию оштукатурить и покрыть слоем мраморной или гранитной крошки.