Как проверить аккумулятор нагрузочной вилкой

Как проверить аккумулятор нагрузочной вилкой. На автомобиле, полезно при покупке + видео

Рано или поздно аккумуляторная батарея выходит из строя. Это может быть по разным причинам, например сульфатация пластин или же осыпание активной массы, да много чего. И знаете такой АКБ может вести себя не предсказуемо, то есть в теплые дни он может запускать двигатель легко и просто, но стоит немного похолодать, например утром, он будет крутить сложно (либо вообще не крутить)! Сразу лезут мысли, в чем дело? Может быть АКБ, может быть генератор, или еще что-нибудь. Но как показывает практика если вашему авто 4 – 5 лет то это скорее всего батарея, и вот ее нужно проверять и при необходимости менять. А как это сделать, как проверить аккумулятор? Спокойно для этого есть «нагрузочная вилка» …

СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ

  • Что изначально проверить на автомобиле?
  • Нагрузочная вилка
  • Как проверить аккумулятор
  • Как пользоваться нагрузочной вилкой
  • ВИДЕО ВЕРСИЯ

Знаете проверка аккумулятора, особенно при покупке Б/У автомобиля — ЖЕЛАТЕЛЬНА! Как обстоят дела у нас в России — продаю я автомобиль, а у соседа АКБ уже на «подходе» (иногда запускает – иногда нет), вы просто перекидываете их местами, сосед вам еще и денежку дает и все в «шоколаде», кроме ВАС! Вам уже при первых холодах нужно будет «метаться» и искать себе новую батарею. Такой вот бизнес по-русски. А вот если проверить АКБ нагрузочной вилкой при покупке, картина сразу станет ясна. Вот вам и дополнительная скидка, требуйте от продавца.

Вилка

Является прибором, с простой, но в то же время надёжной и безотказной конструкцией. Представляет собой вольтметр, выступающий в роли измерителя, и нагрузочный резистор, позволяющий испытывать батарею под нагрузкой.

Корпус состоит из штыря, корпуса и зажимного устройства, служащего для соединения с АКБ.

Узнай время зарядки своего аккумулятора

В некоторых нагрузочных вилках существуют дополнительные разъёмы. Они служат для увеличения нагрузки при необходимости. Имеется одна спираль, но когда появляется необходимость производить замеры АКБ большой ёмкости – количество спиралей может быть увеличено.

Такая работа прописана в регламенте ТО источника питания. Но как ее правильно выполнить? Какие устройства использовать для проверки аккумулятора? Что учесть во время измерения вилкой? Эти и ряд других вопросов рассмотрим подробно.

Первоначальные проверки

При подозрении на неисправность АКБ многие автовладельцы торопятся выбросить старое и купить новое изделие.

Такой подход ошибочен, ведь при правильном подходе аккумулятор можно восстановить. Кроме того, причиной неисправности может быть и другой узел автомобиля.

Чтобы исключить лишние затраты, сделайте такие проверки:

• измерьте уровень электролитической жидкости в емкостях (актуально для обслуживаемых АКБ);
• убедитесь в отсутствии утечки тока;
• проверьте заряд генератора;
• выполните правильную зарядку аккумулятора;
• закажите десульфацию пластин или сделайте работу сами.

Оцените состояние клемм. Возможно, причиной трудностей является окисление или загрязнение выводов. Часто причиной неисправности аккумулятора является генератор, который выдает нестандартные параметры напряжения.

В результате батарея выходит из строя. Вот почему перед установкой нового аккумулятора нужно проверить генератор. В ином случае он может «убить» уже новый АКБ. Для получения более точных сведений нужна проверка аккумулятора нагрузочной вилкой при соблюдении ряда правил и требований. Поговорим об этом подробнее.

Как работает нагрузочная вилка

Для анализа состояния АКБ используется нагрузочная вилка — прибор, используемый для контроля заряда источника питания в разных режимах. Устройство имеет небольшую цену и доступно почти в любом автомагазине.

Конструктивно вилка состоит из следующих элементов:

1. Вольтметр — помогает измерить напряжение.
2. Щупы (два) — для подключения устройства к батарее.
3. Корпус — закрывает спиралевидный механизм.
4. Сопротивление — спираль, изготовленная из стали листового типа.

Разные модели могут различаться внешне, но конструктивно отличия небольшие. На «плюс» вилки подходит толстый провод. Выход «минуса» подключен к специальному элементу конструкции (находится сзади устройства).

На задней стенке также имеется зажим, через который вилка подключается к «плюсовой» клемме АКБ. В том числе предусмотрена пара гаек для фиксации нагрузочных элементов.

Для контроля батареи небольшой емкости достаточно одной спирали. Для более мощных АКБ применяется пара этих изделий.

В сложных вилках, кроме вольтметра, устанавливается измеритель тока. С его помощью можно увидеть реальные параметры электрической цепи авто. Но конструкция вилки не имеет большого значения. Главное — сама работа.

Перед тем как проверить аккумулятор нагрузочной вилкой, важно изучить инструкцию (идет вместе с прибором), а уже после приступать к измерениям.

Какие нагрузочные вилки лучше использовать

В продаже можно найти много видов нагрузочных вилок. Популярные модели — ВН-1 и НВ-01. Их назначение — проверка аккумулятора под нагрузкой при условии, что АКБ имеет рабочее 12 В и емкость не выше 190 мА*ч.

Особенности ВН-1:

• возможность применения при температуре от 1 до 35 градусов Цельсия;
• шкала измерителя напряжения — от 0 до 15 В;
• сопротивление спирали — 100 мОм;
• двухрежимная работа.

Модель ВН-1 применялась ранее, но со временем на ее смену пришла более усовершенствованная модель.

Особенности НВ-01:

• высокая точность данных (погрешность не больше 2,5 процента);
• показания вольтметра от 0 до 15 В;
• возможность применения в мороз до -30 и в жару до +60.
• Спираль имеет сопротивление 100 мОм.

Более совершенная модель — НВ-02. С ее помощью можно проверять АКБ, имеющие емкость от 15 до 240 А*ч.

Как и в НВ-01, устройство отличается высокой точностью и возможностью проверки аккумулятора в широком температурном диапазоне. Во всех рассмотренных выше нагрузочных вилках стоит стрелочный вольтметр.

Не меньший интерес вызывает НВ-04. Это более точный прибор с погрешностью 0,15%. В отличие от упомянутых выше вилок здесь верхний предел измерения напряжения равен 16 В.

Указатель напряжения имеет ЖК дисплей. Изменение режимов возможно с помощью специальных кнопок. НВ-04 — универсальный прибор, который подходит для проверки 12-ти и 24-вольтовых батарей.

Еще один популярный прибор — НВ-Б, но с его помощью можно проверить не весь АКБ, а отдельные секции. В состав устройства входит измеритель напряжения магнитоэлектрического типа, указывающий напряжение до 3 Вольт. Ток нагрузки равен 100 Ампер.

Зачем нужна проверка вилкой АКБ

Многие автовладельцы спрашивают, зачем нужна проверка аккумулятора нагрузочной вилкой, ведь его параметры видны в процессе эксплуатации.

Такой контроль необходим в случае, если человек купил машину на вторичном рынке. Анализ с помощью нагрузочной вилки дает точные сведения о ресурсе аккумулятора.

Если использовать обычный мультиметр, получить точные данные не выйдет. К примеру, при использовании тестера человек может увидеть, что АКБ на 100% заряжен. Но на практике завести машину не удается. Для уточнения причины нужна нагрузка.

Применение нагрузочной вилки позволяет сымитировать реальный режим.

Тонкости применения вилки

Перед выполнением работ нужно разобраться, как пользоваться нагрузочной вилкой. Правила применения просты, что позволяет понять принцип и особенностями работы каждому новичку.

Общие положения:

1. Измерения необходимо проводить при температуре 20-25 градусов Цельсия.
2. При подключении важно учитывать полярность.
3. Во время работы контактный щуп имеет свойство греться, что нужно учесть во избежание ожога.
4. Продолжительность измерений не должна превышать 6-8 секунд. Между каждым съемом данных необходимо делать паузу до пяти минут.
5. При выявлении разряда зарядите его и сделайте измерения еще раз.

Как проверить АКБ с помощью нагрузочной вилки

Эксперты выделяют два способа, как можно проверить батарею с применением нагрузочной вилки — в нагрузочном режиме и без нагрузки. Разберем их детально.

Проверка без нагрузки

Суть проверки — измерение параметров аккумулятора без добавления сопротивления.

Алгоритм действий такой:

• отбросьте подключенные к аккумулятору контакты;
• подключите нагрузочную вилку;
• касайтесь металлическим «минусом» измерителя «минуса» авто;
• смотрите и фиксируйте данные вольтметра.

По полученным параметрам можно судить о реальном заряде аккумулятора. Так, напряжение в диапазоне 12,6-12,9 В говорит о полной зарядке.

Если этот параметр снизился до 12,3-12,6 В, аккумулятор заряжен на 75%. Снижение до 12,1-12,3 говорит об уменьшении заряда до 50%. При 11,8-12,1 В можно говорить о заряде в 25%. Уровень напряжения от 11,5 до 11,8 свидетельствует о полном разряде.

Проверка под нагрузкой

Иногда первая проверка не дает точной картины, поэтому приходится подключать нагрузку к аккумулятору.

Инструкция имеет такой вид:

• подключите резистор;
• повторите все действия, которые описаны выше;
• время измерений не больше пяти секунд, а V нужно записывать в последний момент снятия параметров;
• в момент контакта «минуса» к АКБ возможно искрение (это нормальная ситуация).

По полученным данным можно делать вывод об исправности АКБ. Если напряжение выше 10,2 В, батарея полностью заряжена.

При 9,6 В 75% заряда, при 9,0 В — 50%, при 8,4 — 25%. Если вольтметр нагрузочной вилки показал меньше 7,8 В, это говорит о полном разряде.

Если повторная зарядка не дала результата, и АКБ все равно не держит нагрузку, его можно выкидывать и покупать новое изделие.

Выводы

Теперь вы знаете. Как пользоваться нагрузочной вилкой и сделать работу самостоятельно, не привлекая работников СТО.

Но при выполнении задачи важно учесть еще ряд моментов:

1. Перед началом измерений аккумулятор не должен работать в течение 7 часов и более.
2. Частая проверка АКБ под нагрузкой может ухудшить его состояние, поэтому злоупотреблять таким контролем не стоит.
3. Между измерениями важно делать паузу для остывания штыря.
4. Пробки от аккумулятора в процессе проверки должны быть выкручены.

Нагрузочную вилку можно купить или сделать самостоятельно. Во втором случае нужно обладать необходимыми навыками и четко понимать принцип работы устройства. Кроме того, важно следовать инструкции, не нарушая главные правила проверки.

Выбор измерительного прибора

При выборе нагрузочной вилки учитываются важные параметры, в том числе тип, характеристики АКБ, конструктивные особенности, необходимые для применения. В частности, прибор, имеющий на корпусе два заостренных контакта, подходит для оценивания 6-вольтовой аккумуляторной батареи и 12-вольтовой батареи, имеющей внешнее соединение банок.

Помимо технических характеристик, устройства различаются на группы по назначению, индикации, результатам измерений, функциональным возможностям.

По назначению они бывают двух типов:

  • для батареи с наружным соединением — представляют форму вилки с контактами большого сечения стержневого или плоского вида;
  • для батареи с внутренним соединением элементов — имеют стержневой контакт на корпусе и выносной контакт на конце провода.

Чтобы получить результат измерения индикации, применяются устройства двух вариантов:

  • стрелочные;
  • цифровые.

Цифровая нагрузочная вилка с жидкокристаллической панелью, либо светодиодным индикатором, является более точным, технологичным и скоростным прибором с привлекательным эргономичным дизайном. Но в ценовом сегменте он дороже стандартных и в бытовом применении не обладает особыми преимуществами перед другими моделями изделий.

Ярким примером является цифровая модель НВ-04 с двумя спиралями, подходящая для измерений тягового и автомобильного аккумулятора 24 В. Точно провести измерения позволяет таймер, на котором выставляется время. А упрощенному использованию способствует легкая коммутация спиралей. Сверхмощный прибор имеет коррозиестойкое покрытие. Его используют в профессиональных целях, в том числе в автомастерских, на СТО.

К универсальным вариантам относятся конструкции с токовой нагрузкой 200 А. Они, как правило, имеют два типа нагрузочных сопротивлений (100 А и до 200 А, если параллельно подсоединить), и обозначаются 100/200 или 100+100 А. Также на рынке приборов сегодня имеются более мощные приборы с 3-мя сопротивлениями, расширяющие измерения с повышением точности показаний. При работе с современными конструкциями батарей, имеющими внутренние соединения банок, применяется вилка с выносными одним или двумя контактами в виде штырей.

По советам экспертов, сопротивление рассчитывается с учетом необходимой токовой силы. Чтобы деталь не повредилась, следует выбирать подходящую мощность, а не продавливать при измерении окислы, желательно концы контактов заострить. Время работы измерительного устройства не должно превышать указанного в инструкции, чтобы не допустить его поломки. Как сделать нагрузочную вилку для аккумулятора своими руками, читайте здесь →

Использование нагрузочной вилки при проверке аккумулятора

Метод нагрузочной вилки — один из самых эффективных и используется в процессе диагностики работоспособности АКБ под нагрузкой в профессиональных сервисных центрах. Сама по себе нагрузочная вилка представляет собой устройство, включающее мультиметр (вольтметр), нагрузочное сопротивление, а иногда и амперметр. Проверка исправности аккумулятора при этом проводится в два этапа:

  1. Оценка состояния и степени заряженности батареи. Проверка происходит путем измерения напряжения на клеммах без нагрузки в режиме вольтметра. Если батарея полностью заряжена, на приборе появятся показания от 12,6 до 12,9 В. В противном случае, АКБ необходимо зарядить, либо найти причину неисправности.
  2. Проверка аккумулятора под нагрузкой. Если АКБ заряжена, а плотность и уровень электролита оптимальны, параллельно вольтметру подключается нагрузочное сопротивление, передающее ток и имитирующее работу стартера при запуске двигателя машины. Спустя 5 секунд показатели вольтметра, а затем нагрузка отключается. Важно, чтобы напряжение при этом вернулось к начальному показателю. Полученные данные позволяют сделать правильное заключение о состоянии батареи.
Показания вольтметра (с нагрузкой), В Уровень заряженности АКБ, %
10,2 Вольт и больше 100%
9.6 — 9.0 Вольт 75% — 50%
8,4-7,8 Вольт 25 — 0%

При проверке таким способом нужно соблюдать температурный режим. Если в месте проведения диагностики температура воздуха ниже 20 градусов, холодная батарея может быстро разрядиться.

Тестирование аккумулятора нагрузочной вилкой

Проверка без нагрузки

Сначала проводится проверка без нагрузки, чтобы узнать состояние аккумулятора и его заряд. То есть, замер производится без сопротивления. Нагрузочная спираль не участвует в измерении.

Алгоритм действий следующий:

  1. Открутить одну или две гайки, чтобы отсоединить спираль сопротивления. Спиралей может быть две.
  2. Подключить плюсовой зажим к плюсовой схеме.
  3. Поднести минусовой щуп к минусовой клемме.
  4. Зафиксировать результат.

Уровень заряда можно сверить по следующей таблице.

Результат тестирования, В 12,7-13,2 12,3-12,6 12,1-12,2 11,8-12 11,5-11,7
Уровень заряда 100 % 75% 50% 25% 0%

Проверка под нагрузкой

Многие водители считают, что проверка под нагрузкой вредит аккумулятору. Это совсем не так. При соблюдении всех условий тестирование совершенно безопасно для батареи.

Тестирование аккумулятора под нагрузкой

Если без нагрузки аккумулятор показал стопроцентный заряд, то можно проводить проверку под нагрузкой. Для этого нужно подключить одну или две спирали сопротивления, закрутив соответствующие болты на корпусе прибора. Нагрузочная спираль может подключаться и другим способом в зависимости от конструктивных особенностей прибора. Если емкость батареи до 90А*ч, то достаточно одной спирали, если больше 100А*ч, то нужно подключить обе.

Алгоритм действий следующий:

  1. Плюсовой зажим от прибора подключается к плюсовой клемме.
  2. Коснуться минусовым щупом минусовой клеммы.
  3. Удерживать контакт не более пяти секунд, затем отключить вилку.
  4. Посмотреть результат на вольтметре.

Под нагрузкой показатели будут другими. Напряжение на вольтметре будет проседать, а затем должно расти. Нормальным считается показатель более 9В, но не ниже. Если при измерении стрелка падает ниже 9В, значит, аккумулятор не выдерживает нагрузки и его емкость резко падает. Такая батарея уже неисправна.

Сверить показатели можно по следующей таблице.

Результат тестирования, В 10 и более 9,7 9 8,3-8,4 7,9 и меньше
Уровень заряда 100% 75-80% 50% 25%

Следующую проверку можно проводить только спустя 5-10 минут. За это время аккумулятор должен восстановить исходные параметры. Спираль сопротивления в процессе измерения сильно нагревается. Нужно дать ей остыть. Также не рекомендуется часто проводить проверки под нагрузкой, так как это сильно нагружает аккумулятор.

На рынке существует множество приборов для измерения состояния батареи. Самая простая нагрузочная вилка Ореон НВ-01 имеет простое устройство и стоит всего около 600 рублей. Обычно этого вполне достаточно. Более дорогие модели как Ореон НВ-3 имеют лучшие характеристики, цифровой вольтметр и удобное управление. Нагрузочная вилка позволяет получить точные данные об уровне заряда аккумулятора, а главное, узнать его работоспособность под нагрузкой. Нужно правильно подобрать модель прибора для получения точных показателей.

Способы диагностики аккумулятора автомобиля

Рассмотрим основные методы проверки технического состояния АКБ на автомобиле:

  1. Напряжение на клеммах. Мультиметр — прибор для измерения тока и напряжения. Можно использовать в домашних условиях.
  2. Диагностика осциллографом Постоловского. USB Autoscope — профессиональный прибор для проверки электрических сигналов в двигателе и дополнительного оборудования, в том числе аккумулятора. Для этого Андреем Шульгиным разработан специальный скрипт ElPower, способный выявить неисправности АКБ и уровень заряда.
  3. Проверка нагрузочной вилкой. Наиболее информативный прибор для измерения напряжения под нагрузкой.
  4. Проверка уровня электролита. Он должен быть выше пластин на 10-15 мм.
  5. Измерение плотности электролита. Для этого применяется ареометр.
  6. Проверить емкость аккумулятора. На корпусе есть информация о его емкости. В паспорте написан год выпуска.

Цена проверки среднем варьируется от 300 до 500 рублей в зависимости от марки автомобиля.

Проверить заряд автомобильного аккумулятора мультиметром

Если плохо крутит стартер или машина не заводится, первым делом нужно проверить зарядку аккумулятора. Такая услуга есть в автосервисе, но для этого автомобиль придется везти на эвакуаторе. Если же есть под рукой тестер, можно проверить своими руками в домашних условиях.

Мультиметр — универсальный прибор. С помощью него измеряют ток утечки, напряжение АКБ. Ставим ручку регулятора на 20 Вольт постоянного напряжения и проводим измерение на исправность аккумулятора. Красный щуп на плюсовую клемму, черный щуп на минусовую. Показания должны быть от 12 вольт на незаведённой машине и до 14,7 вольт во время работы мотора. Зависит от марки автомобиля, а соответственно от генератора и общей схемы установленного оборудования. Проверка уровня заряда осуществляется через час после остановки мотора.

Проверка аккумулятора на автомобиле с помощью нагрузочной вилки

Нагрузочная вилка уникальный прибор для измерения заряда, напряжения, нагрузки автомобильного аккумулятора. Состоит из: вольтметра, спирали, щупов.

Нагрузочная вилка для проверки аккумулятора

Имеет несложную конструкцию, и небольшую цену. Можно приобрести в любом автомобильном магазине. Разберем как пользоваться нагрузочной вилкой:

  1. Измерение без нагрузки. Подсоединить черный крокодил на минусовую клемму. Уголковый контакт с надписью «В» к плюсовой. Измерить напряжение.
  2. Измерение под нагрузкой. Отсоединить АКБ от автомобиля полностью. Коснуться плюса контактом «Н». Провести измерение в течение 5 секунд, но не более.

Ниже приведена таблица показаний вилки при проверке АКБ:

Таблица зависимости процента заряженности от напряжения

Из таблицы видно, что значение под нагрузкой Емкость аккумулятора: как проверить, прибор для проверки

Емкость аккумулятора — это время, за которое он выдает энергию для работы автомобиля. Единица измерения ампер – часы (А·ч). Не имеет ничего общего с заряженностью АКБ. К примеру, стакан — это емкость, а вода — заряженность.

Емкость АКБ в большинстве случаев нужна при покупке и подборе для вашего автомобиля. Для каждой марки нужна своя емкость, которая зависит от множества факторов:

  • Типа двигателя, установленный на автомобиле: объем, мощность.
  • Типа стартера и его потребляемого ток.
  • Генератора: мощности выдаваемого заряда.
  • Количества дополнительного оборудования: сигнализации, магнитолы, различных систем комфорта.

Основополагающим фактором выбора АКБ по емкости является двигатель. Чем больше его объем, тем мощнее установлен стартер, соответственно требуется большая емкость аккумулятора.

Проверить емкость аккумулятора тестером или мультиметром не получится. Для этого есть специальные тесты, которые основаны на разряде АКБ и определении времени, за которое он разрядится.

В домашних условиях в качестве нагрузки можно взять автомобильную лампу, и засечь время разряда батареи по часам. Метод имеет не точности, так как по мере разряда напряжение падает, и сила тока снижается. Соответственно определить сколько АКБ будет выдавать тока по времени не получится. Также нельзя полностью разряжать батарею, так как это может привести к полной поломке, без возможности восстановления.

Ниже приведена схема метода проверки емкости. Ее можно собрать самому или доверить профессионалу. Схема включает в себя определенную нагрузку, подобранную под марку аккумулятора. Длительность измерения около 20 часов.

Схема проверки емкости аккумулятора

Существуют специальные тестеры емкости аккумулятора. Делают проверку, используя зондирующие импульсы, и обрабатываемые микропроцессором. Далее по полученным данным тестер определяет емкость аккумулятора. Одним из таких приборов является SKAT-T-AUTO. Делает измерение в течение 15 секунд. Полностью автоматический.

Таким образом, измерив показания, сравниваем их с номинальным указанным в паспорте или на самом аккумуляторе, если значение около 50% заменить АКБ.

SKAT-T-AUTO

Проверка плотности электролита в аккумуляторе

Плотность в аккумуляторной батарее зависит от концентрации серной кислоты в электролите. Измеряется в г/см3. Концентрация серной кислоты зависит от степени заряженности, температуры, наличия дефектов в банках. Когда АКБ разряжен, часть раствора проникает в пластины и плотность снижается.

Проверку можно проводить в домашних условиях при температуре 25 °С и полностью заряженном аккумуляторе. Плотность электролита должна быть 1.28±0.01 г/см3. Зависимость плотности от напряжения, заряженности и температуры представлена ниже в таблице.

Плотность электролита при разных температурах

Прежде чем проверять плотность, нужно посмотреть уровень электролита в АКБ. Он должен быть выше сепараторов на 15 мм.

Метод проверки уровня электролита

Для измерения плотности электролита в аккумуляторе применяют специальный прибор — ареометр. Процесс проверки состоит из нескольких этапов:

  1. Откручиваем все крышечки от банок.
  2. Сжимаем грушу ареометра.
  3. Опускаем в банку аккумулятора и набираем электролит.
  4. Поплавок по шкале покажет показания плотности электролита.

Значение плотности во всех банках аккумулятора должно быть одинаково. Если общее значение ниже, то это говорит о низкой заряженности. При разной плотности в банках ниже 0,10 г/см3 можно говорить о коротком замыкании в одной из пластин.

Показания ареометра

Обзор, стоимость и правила подбора нагрузочных вилок

При покупке аппарата надо определиться с особенностями самой АКБ. Например, с тем как устроена батарея в плане соединения банок – внутреннего или внешнего. Первой подойдёт нагрузочная вилка с выносными контактами. Второй – с заострёнными, закреплёнными на корпусе. Когда требуется проверять аккумулятор небольшой ёмкости, подойдёт аппарат с токовой нагрузкой 100 А, если большей – 100/200 А. Далее представлено сколько стоят и чем отличаются самые популярные модели.

Модель Диапазон напряжений, В Ток нагрузки, А Ёмкость АКБ, А*ч Особенности Цена, руб
ВН-1 0-15 100 15-190 Повторный и короткий режимы работы 2500-3500
НВ-01 0-15 100/200 15-190 Рабочая температура от -30 до +60°С точность 2,5% 600-850
НВ-02 0-15 100/200 15-240 точность 2,5% 1000-1500
НВ-03 0-16 100/200 15-240 точность 0,5%, рабочие режимы переключаются кнопками 2100-2900
НВ-04 0-32 при 12 В – 50 при 24 и 3 В – 100 15-240 Может тестировать отдельные части АКБ точность 0,5%, рабочая температура от -20 до +60°С 2100-2300
НВ-Б 3-0-3 100 до 500 Не проверяет батарею целиком, укомплектована вольтметром М10001М 3900

Таблица 1. Обзор с сравнение разных моделей нагрузочных вилок

У некоторых моделей указано две цифры в графе «сила тока». Что такое нагрузочная вилка с параметром 100/200 А? Это значит, в конструкции их резисторов предусмотрено по две спирали, которые включаются или по одной, или обе, при определённой ёмкости. У НВ-01 сила тока 100 А проверяется при 100 А*ч, 200 А – 190 А*ч. У НВ-2 и НВ-3 при 190 А*ч и 240 А*ч, соответственно. Чаще всего измерительный прибор стоит от 1500 до 3 тыс. рублей. Такой аппарат подойдет для проверки батарей, напряжение которых составляет 12 В, а ёмкость не превышает 190 А*ч. Если тестер нужен для простейшего контроля АКБ, тогда подойдёт самый экономная модель НВ-01, цена которой приблизительно 900 рублей. Стоимость более навороченных нагрузочных вилок для проверки аккумуляторов не превышает 4,5 тыс. рублей.

Нагрузочная вилка: назначение и конструкция

Нагрузочная вилка – очень простой и полезный прибор, который можно приобрести в каждом магазине запасных частей и аксессуаров для автомобиля или сделать самостоятельно.

Назначение

Нагрузочная вилка применяется для диагностики автомобильного аккумулятора. Устройства бывают:

  • обычные, которые используют для проверки АКБ напряжением 12 вольт;
  • универсальные, с их помощью можно тестировать накопители напряжением 24 вольта.

Проверка АКБ нагрузочной вилкой позволяет точно и своевременно контролировать состояние батареи: уровень ее заряда и работоспособность в целом.

Справка. Этот метод измерения заряда источника энергии самый точный из всех существующих.

С помощью высокочастотного вольтметра нагрузочной вилки можно проверить исправность генератора транспортного средства.

Внимание! Чтобы не стать жертвой недобросовестного продавца, при покупке автомобиля на вторичном рынке надо обязательно провести проверку аккумулятора нагрузочной вилкой.

Как устроена нагрузочная вилка

Существует большое разнообразие моделей этого измерительного прибора. Они различаются наличием дополнительных узлов и количеством функций.

Обычная вилка для проверки аккумулятора состоит из следующих основных деталей:

  1. Металлического корпуса.
  2. Цифрового или аналогового вольтметра.
  3. Одного или двух резисторов, создающих нагрузку и выполненных в форме спирали.
  4. Толстого провода с клеммой типа «крокодил», который присоединен к положительному выходу.
  5. Металлического штыря или щупа, который подключен к отрицательному выходу.

На задней стенке прибора находятся специальные гайки. Они предназначены для подключения нагрузочных резисторов. Для тестирования аккумулятора автомобиля маленькой емкости подключают одну спираль, в противном случае используют оба сопротивления.

Справка. Возможности нагрузочной вилки резко возрастают, если в ее состав включен амперметр. Такие модели позволяют измерять большое количество самых разных параметров и характеристик электрической части автомобиля.

Нагрузочная вилка. Назначение, виды, правила пользования, целесообразность приобретения

Автолюбители со стажем помнят, что в их гараже обязательно находилась нагрузочная вилка. С ее помощью контролировали состояние банок аккумуляторной батареи, их емкость. В процессе эксплуатации емкость аккумуляторной батареи уменьшается. Это происходит из-за разрушения пластин, процессов сульфатации. Действительно, свинцовые пластины постоянно находятся в агрессином электролите. Если такой электролит попадает на одежду, то через некоторое время на ней появляется дыра. Пластины также разрушаются при протекании экстремальных токов при запуске двигателя.

У меня в 80-х прошлого века была такая вилка и еще ареометр автомобильный. Я лично перебирал аккумуляторные банки, практически на каждой станции были штатные аккумуляторщики. Я уже, по-моему, писал на Буруме, что когда нас на СТО спрашивают «где можно найти хорошего аккумуляторщика», мы отвечаем, — «на кладбище».

При запуске мощного движка пиковый ток может достигать 500 и более Ампер. Для примера, смертельным для человека считается ток более 0,1 Ампера. Правда, при расчетном сопротивлении тела человека 1 кОм для достижения такого тока к телу необходимо приложить напряжение порядка 1000 Вольт. Но сейчас не об этом. Главный вопрос – нужна ли сейчас нагрузочная вилка в комплекте автолюбителя? Для чего она нужна вообще, и как ей пользоваться?

1. Нагрузочная вилка для проверки аккумуляторов

1.1. Что это такое

  • измерительный стрелочный (или цифровой прибор);
  • мощный нагрузочный резистор на небольшое сопротивление;
  • переключатель режимов;
  • клемму с толстым проводом для подключения к минусовому выводу АКБ;
  • мощные щупы для контакта с положительной клеммой аккумулятора.

Типовая конструкция выглядит примерно так.

1.2. Как работает (принцип работы)

Нагрузочная вилка контролирует напряжение аккумуляторной батареи в двух режимах: без нагрузки и под нагрузкой. В первом режиме она работает подобно обычному мультиметру: измеряет напряжение на АКБ при отсутствии нагрузки. Во втором режиме она контролирует напряжение аккумулятора, когда он нагружен на сопротивление (резистор). Величина сопротивления около 0,1 Ома, мощность – более 500 Ватт. Через резистор протекает большой ток, он сильно нагревается. Напряжение на АКБ под нагрузкой уменьшается. По этому уменьшению можно судить о емкости АКБ, его состоянии.

Я не буду вдаваться в физические формулы, поясню физиологически. Я, например, спокойно могу пройти не груженым километров пять. Но, если на меня загрузить 50-килограммовый мешок картошки, я и 100 метров его не протяну. И скорость моего передвижения значительно уменьшится. Точно по такому принципу устроена нагрузочная вилка.

1.3. Виды

Наиболее простейшей, но иногда не в плане цены, является нагрузочная вилка со стрелочным измерительным прибором. Она самая надежная. Иногда в гаражах можно найти рабочие вилки, которые приобретали наши деды.

Более сложные приборы – нагрузочные вилки с цифровыми индикаторами. Они более наглядные, но не так надежны.

Можно найти нагрузочные вилки в бескорпусном исполнении. В принципе, корпус нужен. Он защищает пользователя от обжигания о нагреваемый нагрузочный резистор. Через него протекает большой ток (более 50 Ампер), резистор сильно нагревается.

2. Как правильно пользоваться нагрузочной вилкой

Если вы желаете оценить состояние вашей АКБ, тогда необходимо:

  • зарядить аккумулятор, проехав без остановки порядка 30 километров (генератор авто исправный), или на исправном зарядном устройстве в течение не менее 10 часов;
  • снять любую из клемм АКБ на машине;
  • дать «отдохнуть» автомобилю и аккумулятору более 8 часов.

Далее можно приступать к измерениям.

2.1. Какие условия должны быть соблюдены

Во-первых, аккумулятор должен быть в технически исправном состоянии, без трещин и повреждений. При протекании большого тока во время измерений под нагрузкой протекает большой ток, который может привести даже к взрыву АКБ, если в нем будет трещина.

Многие заносят АКБ лютой зимой в дом или квартиру. А что делать, если нет другого отапливаемого помещения, а аккумулятор подгулявший. Заносить можно, если аккуратно, а вот производить измерения в квартире с помощью нагрузочной вилки крайне нежелательно. Во время измерения под нагрузкой проскакивает искра, это пожароопасно. Да и пролитый на дорогой ковер электролит приведет к хорошему скандалу и дырке в ковре. Аккумулятор во время измерений следует устанавливать на жесткую конструкцию во избежание его падения.

Помните, измерения, проведенные при сильно охлажденной АКБ, будут неточными. Например, на улице минус 30. Если вы будете измерять нагрузочные характеристики охлажденного аккумулятора, то они покажут, что АКБ разряжен в ноль. Нельзя делать поспешных выводов. Следует поместить АКБ в отапливаемое помещение, прогреть его пару часов, затем выполнять измерения и делать выводы.

В обслуживаемых АКБ перед проведением измерений следует проверить уровень электролита в банках, при необходимости дозаправить дистиллированной водой.

3. Как проверить АКБ при помощи нагрузочной вилки

Измерения выполняется в два этапа: без нагрузки и под нагрузкой.

3.1. Без нагрузки

Переключатель на приборе (если такой имеется) переводится в положение «без нагрузки». Если переключателя нет, то есть просто щуп с обозначением «+». Он соединяется с плюсовой клеммой АКБ. Минусовая клемма прибора тщательно соединяется с минусовым выводом аккумулятора. Записываются результаты показаний на стрелочном или цифровом приборе через 10 и 30 секунд. Они должны быть практически одинаковы. Если показания видимо отличаются, значит, АКБ полностью изношен или разряжен.

3.2. Под нагрузкой

Не отключая минусовую клемму, переводят переключатель в положение «под нагрузкой» (или подключают щуп, подписанный «нагрузка»). В момент подключения может проскакивать мощная искра. Записываются (запоминаются) измерения сразу после подключения и через 5-7 секунд, именно они нужны для внесения в поверочную таблицу. Больше держать щуп под нагрузкой нельзя: резистор может нагреться докрасна, выйти из строя.

3.3. Таблицы поверочные

Таблица значений при проверке АКБ без нагрузки: