Складной мангал своими руками

Складной мангал своими руками

Вряд ли кто-то из нас согласится провести отдых на природе без шашлыка. А для того чтобы шашлык имел превосходный вкус, который порадует всю компанию необходимо сделать складной мангал. При постоянном обдувании ветром костровых углей жар получается неравномерный и некачественный, что в свою очередь не позволит получить хороший шашлык. Однако даже при поездке на собственном автомобиле вам вряд ли будет удобно вести с собой громоздкий мангал. В этой ситуации на выручку придет складная конструкция.

Такой мангал можно просто купить в магазине. Хотя им больше подходит название сборные, поскольку после использования мангала в собранном виде не каждому под силу его разобрать. А происходит это по следующим причинам: конструкция состоит из нескольких пластин, изготовленных из стали, которые вставляются в ножки, сделанные из гнутых уголков. Независимо от стоимости и качества мангала, под воздействием высокой температуры его начинает коробить, пластины заклиниваются в ножках, поэтому разборка этой конструкции довольно сложна. Даже если вы с успехом справитесь с этой задачей, обратно вы его собрать не сможете, а руки, испачканные сажей, вы точно получите.

Для того чтобы данное устройство оправдывало свое название, стоит рассмотреть самостоятельное его изготовление из листового металла. Для этого вам потребуется немного пересмотреть его конструкцию, и он будет без труда собираться и разбираться. Кроме этого после данного процесса вы останетесь чистыми, поскольку все поверхности с сажей будут закрыты.

В разборном виде конструкция напоминает дипломат с толщиной не более 4 см, который оснащен ручкой для транспортировки. При этом внутрь конструкции с легкостью поместятся как шампура, так и решетка для приготовления гриля.

Действие самых высоких температур оказывает влияние на дно, поскольку именно там находятся угли. Исходя из этого, необходимо изготавливать дно из 3 мм листа нержавейки, таким образом, увеличивая эксплуатационный срок конструкции. Если полностью мангал выполнен из нержавеющего металла, срок его службы будет «бесконечным».

Обратите внимание! Размер конструкции зависит от предполагаемого размера шампуров и составляет от 60 до 80 см. Если мангал используется для выездов на природу, оптимальным размером будет 40-65 см.

Во-первых, изготовьте дно мангала. Боковые элементы дна необходимо загнуть по размеченной линии.

Обратите внимание! В низу необходимо заблаговременно проделать отверстия диаметром 1 см. Это необходимо для того, чтобы кислород поступал к углям.

Боковые поверхности мангала изготавливаются с размером 65*20,5 см. Для изготовления складного механизма вам потребуется установить небольшие мебельные навесы между стенками и основанием конструкции. Фиксация навесов осуществляется электрической сваркой или винтами.

Технология изготовления с чертежами и фото

Сооружать складной мангал своими руками следует с учетом общих требований приготовления масса на углях:

  • шашлыки должны находиться на высоте 20 – 30 см от углей;
  • между шампурами должно обеспечиваться расстояние 8 – 10 см, чтобы их можно было периодически поворачивать, не задевая соседние прутки с мясом;
  • классической порцией являются 6 кусков, поэтому шампур имеет длину 30 – 40 см.

В отличие от стационарного типа, чертежи при изготовлении переносного очага нужны в обязательном порядке. Для раскладных модификаций трансформеров, превращающихся при транспортировке в удобные чемоданы, или вкладываемые в чехлы-дипломаты, дополнительно потребуется схема металлического мангала (раскладка/сборка).

Внимание: Стационарный очаг имеет высоту с привязкой к росту среднестатистического повара 0,8 – 1,2 м от земли до верхнего бортика, на который укладываются шашлыки. Для экономии места в багажнике авто мобильный тип имеет более короткие ножки 40 – 50 см.

Дополнительные размеры можно увидеть на чертежах ниже:

Разборная конструкция

В зависимости от предпочтений владельца сборный мангал может состоять из разного количества элементов:

  • со съемными ножками – прямоугольный сварной корпус неразборный, опорные элементы прикручиваются или устанавливаются в специальные пазы по месту эксплуатации, конструкция жесткая и прочная, но требует много места при транспортировке;
  • полностью разборный – состоит из днища, боковых торцевых и продольных стенок и ножек.

В последнем варианте разборные мангалы своими руками изготовить сложнее всего, так как для соединения отдельных элементов внутри их необходимо изготовить посадочные отверстия. Чаще всего используются следующие варианты фиксации:

  • боковые и торцевые стенки крепятся к ножкам из гнутого уголка, для этого в стойках изготовлены овальные отверстия, а в стенках пробиты и отогнуты наружу V-образные проушины сужением кверху, днище укладывается на рамку, образованную отогнутыми в нижней части стенок полками без дополнительной фиксации ;
  • боковые стенки входят в пазы торцевых стенок, ножки прикручиваются или входят в пазы, аналогичные предыдущему варианту ;
  • днище крепится к боковым стенкам входящими в специальные отверстия выступами, торцевые стенки одновременно являются ножками конструкции, боковые стенки надеваются на них по системе шип/паз .

В любом из указанных вариантов разборный мангал своими руками имеет одинаковый размер днища – 50 – 70 см в длину, 25 – 30 см в ширину. Щели под посадочные места примыкающих элементов прорезаются абразивным диском угловой шлифовальной машины (УШМ), их ширина равна толщине листового металла, из которого собрана конструкция. Вот такой вариант можно сделать самому:

Раскладной мангал

Перед тем как сделать мангал раскладного типа, необходимо изготовить эскиз от руки, чертеж в программе (AutoCAD, Компас, Sketchup) или скачать его из сети. Все детали должны быть изготовлены с точностью до 1 мм для быстрой трансформации в рабочее/транспортировочное положение.

Проще всего изготовить мангал чемодан своими руками по образцу на нижнем фото по технологии:

  • из листовой стали 3 – 4 мм вырезается днище, со всех сторон отгибаются полки 2 см (углы вырезаются «болгаркой»);
  • аналогичным образом изготавливаются две боковые стороны, полки на них отгибаются с 3 сторон (снизу и по бокам), вверху на одной детали прорезаются вертикальные прорези, на другой – треугольные или круглые;
  • боковые стенки крепятся шарнирно к торцевым полкам днища винтами, при транспортировке укладываются друг на друга, в рабочем положении устанавливаются вертикально, под прямым углом к днищу;
  • идентичным способом изготавливаются торцевые стенки, полки на них отгибаются только по бокам, в транспортном положении они укладываются внутрь короба днища, при сборке крепятся к боковым длинным стенкам винтами.

На последнем этапе изготовления мангала-трансформера своими руками из металла необходимо выполнить три операции:

  • ножки – снизу к днищу привариваются гайки, стойки изготавливаются из прутка, на одном конце которого нарезается резьба соответствующего диаметра;
  • узел крепления – чтобы боковые стенки не откидывались при переносе сложенного мангала, вся конструкция просверливается насквозь по центру, в отверстие пропускается болт, детали фиксируются барашковой гайкой;
  • рукоятка – крепится на боковую полку днища для переноски очага.

Ножки можно сделать неразборными, приварив к днищу дипломата куски труб, пропустив сквозь них пруток, и загнув его в форме буквы П. При транспортировке ножки прижимаются к корпусу чемоданчика, при установке откидываются и втыкаются в грунт. Видео в тему:

Внимание: длину ножек следует подбирать по размерам днища, чтобы при трансформации для перевозки они вмещались в корпус.

Изготовление мангала.

Берём лист металла, размечаем на нём по размерам стенки и дно мангала.

Разрезаем металл болгаркой.

Дно можно фиксировать на пазы или сделать на боковых стенках загибы на 10 — 15 мм.

Разрезаем пазы в стенках таким образом, чтобы все части короба плотно стыковались между собой.

На длинных боковых стенках короба также размечаем места под перфорацию (2 – 3 см от дна короба мангала) и сверлим несколько отверстий диаметром 10 – 15 мм.

Соединяем стенки и дно в единый короб.

Ещё несколько чережей разборных мангалов.

Для мангалов с толщиной стенки до 2 мм, желательно использовать только угли, если использовать дрова, то тонкие стенки мангала начнут постепенно прогорать и на долго мангала не хватит, максимум на 1 — 2 сезона.

Мангал должен легко и быстро складываться и раскладываться, в собранном виде мангал должен быть компактен помещаться в небольшую сумку или рюкзак и занимать мало места.

Также обратите внимание на вес собранного мангала, если он будет перевозиться в багажнике автомобиля, то вес не существенен, но для пеших прогулок на природу, тяжёлый мангал будет некомфортно нести в руках.

Плюсы и минусы

  • Переносной мангал можно установить в любом месте;
  • Его вес подходит для транспортировки;
  • Складная конструкция компактна, легко поместится в сумке или рюкзаке, на багажнике велосипеда или в машине;
  • В собранном виде не отличим от стационарного мангала, а значит, по функциональности ничем не отличается от собрата;
  • Обладает широким набором дополнительных возможностей, не уступая стационарной конструкции;
  • Он дешевле и доступнее для покупки.
  • Процесс сборки/разборки с каждым разом увеличивает степень износа деталей, что приводит к их разрушениям;
  • Облегченный вес достигается за счет тонкого материала;
  • Разборные мангалы менее надежны и уступают в устойчивости;
  • Некоторые виды разборных мангалов сложны в сборке;
  • Они хуже, чем стационарные, держат тепло из-за обилия отверстий;
  • Имеют короткие ножки, приходится нагибаться;
  • Бывают случаи заклинивания раскладываемых элементов.

Как продлить срок службы самодельного устройства

Всем известно, что со временем любая металлическая конструкция подвергается коррозии. Если вы хотите продлить срок службы своего мангала, необходимо предпринять соответствующие меры. Для этого требуется покрыть конструкцию жаропрочной автомобильной краской или темной пленкой, устойчивой к высоким температурам. Такой процесс называется воронением. Для этого металлическую конструкцию выдерживают час-полтора в горячем растворе гидроксида натрия. Чтобы сделать этот состав, понадобится смешать 50 г едкого вещества с литром воды, а после нагреть его до 100 градусов.

Складной мангал является незаменимым атрибутом любого путешествия. Изготовить такой агрегат своими руками не составляет большого труда при наличии минимум навыков по обработке металла, а также сварочного аппарата, дрели и болгарки. Правильная эксплуатация и соблюдение мер защиты от коррозии помогут продлить срок службы вашего агрегата.

Предлагаем посмотреть еще несколько фотографий разборного мангала:

Возможные размеры мангала

Размер самой жаровни может иметь различное значение, в зависимости от того, сколько шашлыков предполагается готовить за один раз. Что касается высоты ее бортов, то оптимальным считается высота стенок около 15 см. Если сделать меньше этой величины, то угли будут жечь мясо, а высота бортов больше 15 см потребует большего количества углей. Как правило, все хотят, чтобы шашлыки готовились быстро, но качественно, поэтому заявленная высота считается наиболее приемлемой.

Что касается остальных размеров, то они рассчитываются, исходя из личных предпочтений и конкретных условий. Итак:

  • Ширина жаровни должна соответствовать длине шампуров, не учитывая длину ручек. При этом следует отнять еще сантиметров 10. Например, если длина шампуров составляет 500 мм, то ширина мангала должна быть около 400 мм, может чуток больше.
  • Длина жаровни зависит от того, сколько шампуров с мясом планируется готовить одновременно, учитывая тот факт, что расстояние между ними должно быть около 10 см. Поэтому нетрудно посчитать, что на 8 шашлыков потребуется жаровня, длиной не меньше 90 см. Как правило, на длинных стенках мангала делаются выемки под шампура, любой формы.

У всех свои представления о том, какой мангал лучший, но есть безусловно красивые варианты. Иногда красота сочетается с практичностью

  • Высота ножек зависит от ряда факторов. Если мангал стационарный, то высота может достигать 0,8 метра. У переносных, тем более, разборных моделей эта высота не превышает 0,3 метра, хотя все зависит от того, насколько удобно мангал транспортируется. Естественно, что не каждому комфортно готовить шашлыки на корточках.
  • Толщина материала. Она также зависит от того, мангал стационарный или передвижной. Для стационарного изделия больше подойдет металл, толщиной порядка 3-х мм. Для сборной конструкции или переносной наиболее оптимальной считается толщина металла порядка 2-х мм. Естественно, что чем толще материал изготовления, тем долговечнее конструкция.

В некоторых самодельных конструкциях на дно мангала устанавливается своеобразная решетка в виде колосников. В результате, не выгорает дно мангала, хотя, как показывает практика, можно обойтись и без этого элемента: ведь не каждый день мы жарим шашлыки.

Конструкция мангала достаточно типичная, поэтому о большом разнообразии говорить не приходится. Как правило, это жаровня на ножках, хотя встречаются уникальные модели, а также достаточно простые, предназначенные для приготовления шашлыков на природе.

Подготовительный этап

Прежде чем собирать конструкцию, необходимо подготовить основные составные части мангала.

Сваривается подставка в виде прямоугольника из стальных уголков нужного размера. Это будет основание.

Делаем опоры для ножек мангала. Для этого внутри каждого угла привариваем куски из трубы диаметром 15-17 мм. Сами ножки делаем из труб, диаметром чуть больше. Их длина будет соответствовать высоте мангала. На каждой трубе лучше сделать резьбу, а конец заточить и приварить короткие продольные отрезки. Так ножки будут легко проваливаться в почву до нужных нам ограничений.

Для изготовления днища берется стальной лист нужного размера толщиной 3 мм. Более тонкий лист быстро прогорит, а толстый придаст будущему изделию большой вес. Раскраиваем лист так, чтобы можно было загнуть его по бокам по разметочной линии примерно на 4 см.

С помощью электродрели просверливаем в нем отверстия диаметром примерно 1 см, чтобы в месте нагрева кислород поступал к углям.

Бортики нарезаем электропилой из листа стали толщиной от 2 мм. Соединяем боковые стенки.

Нарезаем «болгаркой» арматурные прутья по размеру колосника и свариваем решетку.

Как сделать самому

Мы будем использовать стальной уголок и листовое железо 3 мм. Брать более тонкие листы не строит: от жара мангал коробится и нарушается геометрия, а это важно для складной конструкции на шарнирах.
Применение нержавеющей стали даст долгий срок службы, но и большую цену. Поэтому считайте сами, а мы рекомендуем изготовить из обычной стали и покрыть изделие термокраской.

Чертежи

Продольная боковина (заготовка под гибку)

Поперечная боковина (короткая)

К пластине по контуру приварить уголок.
Просверлить сквозь уголок 4 отверстия и нарезать резьбу М10.

Боковины

Продольные боковины крепятся на шарнире ко дну, а поперечные — вкладываются между.

Продольные:

  1. Вырезать заготовку.
  2. Просверлить отверстия для воздуха.
  3. Сделать пропилы для шампуров: на одной боковине в виде щелей, на другой — треугольной формы.
  4. Загнуть боковые полочки. Чтобы боковины вышли одинаковые, гнуть их можно вместе.
  5. Просверлить отверстие под шарнир — болт М10. В собранном виде с дном, стенка должна раскладываться на 90о, а в сложенном — ровно лежать поверх дна.

Поперечные:

  1. Вырезать заготовку.
  2. Просверлить вентиляционные отверстия.
  3. Приварить квадраты 2*2 см, так чтоб получились пазы (нужно 8 квадратов на одну сторону).

Ножки

Размер ножек: от 30 см до 47 см (внутренний размер дна). Больше не нужно — не поместятся внутрь.

Ножки нарезать из прутка или трубы Ø 12-14 мм. На одном конце нарезать резьбу М10.

Окраска

Покрасьте конструкцию в 2-3 слоя термокраски. Резьбу на ножках красить не надо.

Сборка

  1. Ко дну прикручиваются ножки.
  2. Боковые продольные стенки скрепляются с дном при помощи болтов (по 2 на стенку) и этот шарнир при эксплуатации не разбирается.
  3. Отогнуть продольные боковины под 90 о .
  4. Вложить между ними стенки-вкладыши, так чтобы пазы зацепились за отогнутые края боковых стенок.

В собранном виде это небольшой чемоданчик-дипломат, а в разложенном — среднего вида мангал. Для удобства можно прикрепить ручку переноски и защелку чтобы стенки не раскрывались.

Правила эксплуатации

Мобильные конструкции нельзя использовать в закрытых и плохо проветриваемых помещениях, поскольку существует высокий риск возгорания рядом находящихся предметов. Соблюдайте правила пожарной безопасности, не беритесь руками за горячий металл. После каждого использования очищайте мангал от остатков пищи, скопления жира и пепла.

Во время эксплуатации переносного складного мангала рекомендуется пользоваться специальными древесными брикетами или углями. Использование дров для разжигания огня приводит к быстрому прогоранию тонкого листового металла.

Высокой популярностью дачников и любителей отдыха на свежем воздухе пользуются переносные конструкции оригинального вида: каркасы нестандартных форм и размеров, мангалы-книжки и конструкции-трансформеры, которые могут использоваться в качестве барбекюшниц. Так, интересно смотрятся модели с резьбой, декоративным оформлением в виде огнестойких рисунков и кованых элементов.