Чем отличается задвижка от вентиля

Чем отличается задвижка от вентиля

Они действительно похожи, как по внешнему виду, так и по назначению. Для пущей сложности в быту их не совсем верно называют запорными кранами. Путаницу дополняют полуоборотные краны, шаровые и дисковые (т. н. задвижка Баттерфляй). К тому же вентиля инженерами уже давно таковыми не называются. С 1982 года принято называть их запорными клапанами. Вентиль остался его обиходным названием. Вот в такой путанице терминов нам и предстоит разобраться. И кроме основного вопроса, постараемся ответить на схожие:

  • чем отличается кран от задвижки;
  • чем отличается кран шаровый от задвижки.

Вентили с задвижками — разновидности трубной арматуры. Применяются для полного перекрывания, открывания, а в некоторых случаях и регулирования потока среды в трубе. Хотя для специалистов это два различных механизма, существенно отличающихся по устройству, свойствам и сфере применения.

Содержание

Общие свойства

Задвижки и вентили применяются в качестве запорного устройства в канализационных, водопроводных, газопроводных магистралях.

По конструкции каждый из элементов рассчитан на использование в системах с большими показателями давления. Это свойство отражается на цене (задвижки и вентили дороже обычных клапанов), но однако позволяет использовать устройства в системах, где другие конструкции будут малоэффективны.

Оба элемента монтируют к трубе посредством фланцев и муфт, а также сварным способом, т.е элементы могут быть частью или разборного, или монолитного устройства.

Конструктивно и та, и другая конструкция представляет собой литой корпус и запорный элемент для регулирования потока.

Конструкция и условия применения вентилей

Основное отличие вентиля от задвижки кроется в конструктивных деталях и условиях эксплуатации. Вентиль монтируется при помощи резьбового, фланцевого, цапкового разъемного соединения или неразъемного сварочного. Исходя из материала корпуса, вентили бывают стальные и чугунные, реже — из цветных сплавов. Предусматривается шпиндель под винтовую нарезку и рукоять либо барашек для его вращения. В качестве отсекающего элемента выступает односедельный или двухседельный клапан. По местоположению входящих и выходящих патрубков клапаны бывают:

  • угловые — оси патрубков скрещиваются под прямым углом;
  • проходные — оси патрубков находятся параллельно относительно друг друга.

Вентили имеют много типов, исходя из назначения и области применения. Среди наиболее встречаемых разновидностей:

  • запорные;
  • регулирующие;
  • обратные.

Принцип действия вентиля заключается в перекрытии входного отверстия посредством прижатия клапана к седлу в горизонтальной плоскости относительно движения потока. Для увеличения сопротивления запорного элемента давлению рабочей жидкости выполнен двойной изгиб под прямым углом. Поэтому, для перекрытия вентиля потребуются меньшие усилия, чем для его открытия при значительном давлении в системе. При открытии вентиля создается дополнительная нагрузка на изделие.

Преимущества:

  1. При закрытии прибора отсутствует дополнительное трение уплотнительных элементов за счет движения затвора под прямым углом, как следствие, снижается риск преждевременного выхода из строя.
  2. Возможность регулирования подачи рабочего вещества для определенных типов конструкций.
  3. Небольшой ход штока обеспечивает меньшую высоту вентиля в сравнение с задвижкой.
  4. Простая и надежная конструкция вентиля обеспечивает длительный срок эксплуатации.

Недостатки:

  1. Имеют большую длину корпуса для разворачивания движения поступающей жидкости.
  2. При изменении потока движения газа или жидкости клапана испытывают существенное гидравлическое сопротивление.
  3. Условия применения вентиля ограничиваются только односторонним направлением потока.

Основные технические параметры и отличие задвижек от вентилей:

  • Внутренний диаметр не имеет числового выражения и характеризуется значением условного прохода Ду согласно ГОСТ 28338-89 в интервале типоразмеров 3-4000, что приблизительно соответствует диаметру просвета трубы. На трубопроводы устанавливаются вентили при Ду≤50, для больших диаметров рекомендуется ставить задвижки.
  • Номинальное рабочее давление, при котором обеспечивается паспортный срок службы арматуры, обозначается PN при маркировке изделия и выбирается в интервале 0,1-80 МПа в зависимости от давления в системе. Вентили рассчитаны на небольшое давление, так как более чувствительны к гидравлическим ударам.

В чем отличия между вентилем и задвижкой

Запорная арматура играет регулирующую и антиаварийную роль в работе трубопроводной системы. Основные ее элементы задвижка и вентиль имеют разницу в конструкции, принципе действия, при одинаковых эксплуатационных требованиях к ним. Знание этих отличий позволит установить такой элемент, который обеспечит наибольшую эффективность работы сети.

Что понимают под вентилем

Вентиль – запорный элемент трубопровода, который может не только перекрывать поток рабочего вещества, но и регулировать его. Его конструкция позволяет устанавливать регулируемый поток: от максимального до полного его прекращения с рядом средних значений.

Конструктивные особенности в

  • Корпус. Чаще всего литой, но есть модели с разборными частями. Имеет два отверстия, через которые проходит жидкость, газ. Внутри устанавливается запорный механизм. Для монтирования в трубопроводную систему имеет две резьбы или отверстия под фланцевое крепление. Вентиль будет проходным, если эти патрубки крепления расположены с противоположных сторон. К категории углового относят вентиль со взаимно перпендикулярными осями.
  • Запорное устройство. Запор – система клапана со шпинделем, которые соединены резьбой с направляющими. Клапан по форме затвора бывает игольчатым и тарельчатым.
  • Маховик. Это выведенная наружу ручка вентиля, создающая нагрузку на резьбу. Вращение рукоятки опускает и поднимает клапан.

Уплотнители для качественного перекрытия используются в некоторых видах.. При открытии вентиля тарелка отрывается от седла.

Виды вентилей

Как правильно установить

Фитинг устанавливается так, чтобы поток рабочей среды изгибался под прямым углом дважды в двух параллельных плоскостях. В этом случае жидкость или газ подтекает под тарелку, чем создает давление на нее при режиме работы «закрыто» с бока седла. Это давление несколько помогает отрыву тарелки от седла при открытии вентиля.

Обратить внимание! Если направление потока противоположное, тогда при открытии его давление создаст дополнительную нагрузку на клапан и может сорвать шток.

Виды запорного устройства вентиля

По типу запора вентили классифицируют на

  • Клапанные (вентильный кран). Имеет две перегородки, делящие корпус на две части. Перегородка может быть выполнена в виде конуса. Клапан как часть штока упирается в эластичную прокладку, контактирующую с седлом. Поворот резьбового соединения поднимает и опускает клапан. Такой вид вентиля рассчитан на поток высокого давления, прост в управлении, его запорное устройство при поломке легко заменяется. Недостатком считается быстрый износ резиновой прокладки.
  • Шаровой или кран. Запирающее устройство выполнено в виде шара со сквозной прорезью. Размер прорези определяется необходимым потоком рабочей среды. Чтобы полностью перекрывать поток шар перемещают так, чтобы его прорезь была ориентирована перпендикулярно к потоку. Такой вентиль теряет свою регулирующую функцию.

Что понимают под задвижкой

Задвижка – запорный элемент трубопровода, у которого затвор перемещается перпендикулярно к оси потока рабочей среды. Имеет возможность только полностью перекрывать поток без функции регулирования.Блокирующий элемент задвижек перемещается вверх – «открыто», вниз – «закрыто».

Виды задвижек

Конструктивные особенности задвижек

  • Корпус. Изготавливается литьем.
  • Запорный механизм. Имеет форму клина, который скрывается в верхней части седла в закрытом положении.
  • Маховик. Имеет ручку с резьбой, соединенной с клином.

При повороте маховика, клин уходит вниз, попадает в нижнюю часть поверхности седла с резиновыми уплотнителями и перекрывает проходное отверстие. За счет постоянного трения клина об уплотнитель, последний быстро приходит в негодность.

Важно! Задвижку можно устанавливать независимо от направления потока в трубе, за счет перпендикулярной ориентации запорного механизма и полного отсутствия сопротивления движения смеси.

Материал для изготовления запорной арматуры

Различают вентили и задвижки для установки в трубопроводах на внутренних (укрытых) и наружных участках. Распространенными являются запоры из латуни, бронзы, стали, в том числе и нержавеющей, чугуна. В последнее время распространение получили пластиковые вентили. При выборе запорной арматуры руководствуются такими факторами:

  • Из латуни и бронзы изготовляют самые надежные, долговечные, функциональные устройства. Они подходят для любого типа рабочей смеси. Хорошо зарекомендовали себя вентили из этих материалов в системах отопления: из-за отсутствия накипи, нет потерь тепла. Главный недостаток – высокая стоимость, что не позволяет их применение для труб большого диаметра;
  • Наружные участки трубопроводов, трубы большого диаметра оснащаются запорной арматурой их чугуна и стали. Эти материалы достаточно прочные, чтобы выдерживать нагрузочное высокое давление в магистрали, но при этом значительно дешевле аналогов из бронзы, латуни;
  • Самый распространённый и оптимальный вариант в соотношении «цена-качество» для внутренних водо-, газо-, теплосетей – нержавейка. По своим эксплуатационным характеристикам вентили из нержавеющей стали подходят для установки на всех внутренних трубопроводных сетях, даже при высоком давлении. Но не рекомендуется перекрывать такими запорами трубы с горячими смесями. Внутри устройства со временем образуется накипь, что вызывает уменьшение пропуска жидкости;
  • Бюджетный вариант – пластиковая запорная арматура. Не рекомендуется для использования в промышленных магистралях, на внешних участках систем индивидуального газо-, водоснабжения. Подходит для внутренних помещений. Устанавливается только на пластиковые трубы.

Латунный фитинг

Общие признаки запорной арматуры

Вентили и задвижки предназначены для остановки потока рабочей смеси в трубопроводах различного назначения. Они могут монтироваться на резьбу или фланец. Для трубопроводов с давлением 1,6 Мпа функциональным, долговечным считается резьбовое соединение. Промышленные инженерные системы с рабочим давлением более 10 Мпа из чугунных (стальных) элементов перекрываются запорной арматурой установленной на фланцы. Вентили из пластика навариваются особой сваркой.

Цена формируется из стоимости материала, особенностей конструкции, используемых дополнительных деталей.

Характерные отличия

В общем варианте основных отличий четыре:

  • Вентиль имеет дополнительный функционал в виде регулирования потока жидкости, газа. Задвижка служит только для перекрытия трубы;
  • Задвижки чаще применяются для труб большого диаметра, находящихся под высоким давлением, где у них за счет одностороннего давления заслонка очень плотно примыкает к седлу. Вентили в таких условиях быстрее и легче перекрывают трубопровод, но открытие затруднено. При сильном гидравлическом ударе может прийти в негодность запорный механизм;
  • Задвижки быстрее выходят из строя, так как внутренние уплотнительные кольца седла изнашиваются;
  • Блокирование подачи жидкости, газа в вентиле происходит в параллельной плоскости, а в задвижке – в перпендикулярной;
  • Цена на вентили более высокая.

Участок магистрального трубопровода

Все виды запорной арматуры служат имеют свои особенности. Зная чем в конструкции отличается вентиль от задвижки, подбирается тот вариант, который обеспечит бесперебойную работу системы.

Из чего изготавливают запорные устройства

Перед тем, как выяснить из чего изготавливаются вентили, необходимо разделить их на два вида:

  • устанавливающиеся во внутренних водопроводных сетях;
  • монтируемые на наружных водопроводах и газопроводах.

Если изделие предназначается для внутренних сетей водоснабжения, то применяются приборы из латуни, бронзы, нержавеющей стали и пластика. Если изделия применяются для выполнения наружных работ, то для этого используются вышеперечисленные материалы, а также дополнительно сталь и чугун.

  1. Водопроводные устройства из латуни и бронзы относятся к дорогостоящим вариантам. Однако их стоимость оправдана качеством и долговечностью. Такие устройства имеют небольшой вес, малые габариты, а также могут быть установлены не только на водопровод для подачи холодной воды, но и горячей. Используются такие изделия и в системах отопления, так как на их поверхностях не оседает накипь.
  2. Вентили из нержавейки. Еще один хороший вариант, который имеет продолжительный срок службы. Они дешевле в несколько раз, чем латунные и бронзовые устройства.
  3. Пластиковые изделия являются одними из самых дешевых, но они ничуть не уступают по качеству вышеперечисленным моделям. Их недостатком является возможность установки только в пластиковые трубопроводы.

Устройства из нержавейки не рекомендуется устанавливать в систему ГВС и отопления. Ведь от воздействия горячей воды происходит образование накипи, которая впоследствии снижает диаметр пропускного канала.

Чугунные и стальные вентили пользуются популярностью для их установки на наружных трубопроводах. Для изготовления таковых изделий используется чугун и сталь, что позволит значительно удешевить цену устройства. Ведь аналогичные изделия из латуни и бронзы обойдутся в десятки раз дороже.

Конструктивные отличия

Часто можно встретить словосочетание «вентильная задвижка». Но на самом деле между задвижкой и вентилем существует разница в конструкции и принципе работы запорного элемента. Так, в задвижке в большинстве случаев просвет трубопровода перекрывается клином, который перемещается перпендикулярно потоку рабочей среды. А у вентиля затвор выполнен в виде конуса или диска (золотника), движущегося параллельно потоку. При закрывании вентиля затвор перемещается против потока среды, при открывании – наоборот.

Чтобы любой механизм перекрывания трубопровода срабатывал, необходимо соответствующее строение корпуса арматуры. У задвижки корпус цилиндрический, среда движется через него прямо. Когда устройство открыто, для потока может стать небольшим препятствием сужение просвета и наличие в нем уплотнительных колец (они обеспечивают плотное прилегание клина, когда задвижку закрывают). Такая конструкция отличается малым гидравлическим сопротивлением.

У вентиля корпус гораздо сложнее. В нем поток среды делает два последовательных поворота под прямым углом. Это создает большое сопротивление при поднятом затворе и существенно снижает скорость потока. Но при закрывании и открывании запорного клапана затвор перемещается лишь на 0,25 Ду, а у задвижек его необходимо переместить на полный диаметр. Из-за этого у задвижек гораздо большая строительная высота.

Кратко основные конструктивные особенности задвижки и вентиля приведены в таблице:

Конструктив Задвижка Вентиль
Строение корпуса Корпус простой цилиндрический (полнопроходный либо суженный), поток среды движется прямо Корпус со сложной внутренней конструкцией, благодаря которой поток дважды поворачивает на 90°
Затвор Клин, шибер Золотник, конусообразный затвор
Направление движения запирающего элемента Перпендикулярно потоку Параллельно потоку
Виды присоединений к трубопроводу Фланцевое, муфтовое, под приварку
Способы управления Ручное (маховиком), с применением механического редуктора, приводных механизмов (усилие передается на затвор через резьбовую пару)

Функциональные различия: преимущества и недостатки

Чем отличается задвижка от вентиля в плане эксплуатации? Начнем с того, что у этих двух видов арматуры есть много общего:

  1. Разнообразие материальных исполнений. Это позволяет подобрать задвижку или вентиль для любой рабочей среды.
  2. И задвижки, и запорные клапаны выпускаются с разными способами присоединения к трубопроводу. Их удобно монтировать в систему.
  3. Оба типа устройств обеспечивают высокую герметичность перекрывания. Они используются только для полного перекрывания потока и не могут служить регулирующей арматурой (кроме специальных моделей).

При этом у задвижек и вентилей есть свои плюсы и минусы. Для наглядности мы собрали их в таблицу:

Задвижка Вентиль
– Большой ход затвора для полного открытия (1 номинальный диаметр), следовательно, для открытия и закрытия задвижки нужно много времени + Малый ход затвора для полного открытия (до 0,25 номинального диаметра), поэтому вентиль можно открыть или закрыть быстрее, чем задвижку
+ Малое гидравлическое сопротивление (у полнопроходных задвижек оно практически отсутствует) – Высокое гидравлическое сопротивление из-за сложной конструкции корпуса
+ Отсутствие застойных зон, что позволяет использовать задвижки с густыми, вязкими, загрязненными средами – Наличие застойных зон в конструкции запорного клапана ограничивает область его применения, так как с некоторыми средами такая особенность может стать причиной ускоренной коррозии
– Сложнее обеспечить высокую герметичность перекрывания при изготовлении арматуры + Проще обеспечить требуемую герметичность затвора
– Трение при закрытии и открытии затвора постепенно приводит к износу уплотнительных поверхностей клина и корпуса + При посадке затвора в седло трение практически отсутствует
– Для уплотнения задвижек по отношению к внешней среде используются сальники + Возможно сальниковое или сильфонное уплотнение
– Задвижки устанавливаются только на прямых участках трубопровода + Существуют проходные и угловые запорные клапаны. Угловые можно устанавливать в местах поворота трубопроводов на 90°
– Направление движения среды при установке не имеет значения + При монтаже следует устанавливать арматуру так, чтобы стрелка на корпусе совпадала с направлением потока среды
+ Возможность применения задвижек на трубопроводах с большими Ду. При диаметре свыше 30 мм они работают эффективнее, чем клапаны – Ограничение по диаметру (при большом условном диаметре работа вентиля сильно усложняется, мощный поток среды мешает правильной посадке затвора в седло)
– Большая строительная высота и масса + Малая строительная высота, меньшая, чем у задвижки масса
+ Малая строительная длина – Строительная длина примерно в 1,5 раза больше, чем у задвижки аналогичного Ду

Таким образом, между вентилем и задвижкой есть принципиальные различия, которые влияют на область их применения и процесс эксплуатации.

Чем отличается затвор от задвижки?

Рассмотрев отличия между задвижками и вентилями, стоит упомянуть и затворы. Нередко их путают с однодисковыми задвижками из-за похожей формы запорного элемента. Между тем, они отличаются принципиально.

В то время как в задвижке запирающий диск опускается и поднимается, двигаясь перпендикулярно потоку, в затворе он всегда находится в просвете трубопровода и движется только вокруг своей оси. В открытом виде диск затвора поворачивается параллельно движению потока, а в закрытом – встает перпендикулярно трубе, перекрывая ее. Как и задвижки, затворы практически не создают гидравлического сопротивления. Но они отличаются еще более простой конструкцией, меньшей строительной длиной и небольшой высотой. Кроме того, затворы можно использовать в качестве регулирующих устройств.

Хотите уточнить, какая арматура лучше подойдет ля вашего трубопровода, и сразу заказать ее по выгодной цене? Обращайтесь в «Компанию Север». Звоните, консультируйтесь или оформляйте заказ прямо из каталога. Мы поможем подобрать нужные устройства и доставим их в любую точку страны.

Устройство и функции вентилей

Схема устройства шиберной задвижки: 1-шибер, 2-пластина направляющая, 3-седло, 4-корпус, 5-колечко, 6-шток, 7-пакет уплотнений, 8-маховик, 9-указатель, 10-корпус подшипников, 11-крышка, 12-масленка, 13-колечко.

Вентиль является клапаном , затвор какого передвигается с помощью резьбовой пары. Системы делаются в резьбовом (муфтовом) выполнении и для соединений с фланцами труб.

Все зависит от обоюдного месторасположения выходного и входного присоединительных патрубков делят угловые и проходные клапаны. К категории проходных относятся системе, у каких оси выходного и входного присоединительных патрубков параллельны или совмещаются. Угловой клапан, со своей стороны, оборудуется взаимно перпендикулярными осями.

Все зависит от предназначения их разделяют на запорные, предохранительные, регулирующие, отсечные, перепускные, дыхательные, обратные.

Клапан может быть односедельным и двухседельным. Односедельные клапаны, со своей стороны, по форме затвора разделяют на игольчатые и тарельчатые. Клапан, имеющий ручное управление, в каком затвор передвигается при помощи резьбовой пары, часто называют вентилем. Отличают регулирующие и запорные клапаны. Назначение запорных клапанов — полнейшее перекрытие потока среды, для этого они наделены запорным органом.

Мембранные клапаны — системы арматуры, в каких перекрытие потока среды создается с применением туго деформируемой мембраны (пластмасса, резина). Данные конструкции сделаны из чугуна с внутренним покрытием из коррозионностойких материалов (резины, пластмассы, эмали).

Шланговый клапан — система арматуры, в какой перекрытие потока среды реализовывается благодаря пережиму резинового шланга, находящегося в середине клапана. Используются клапаны как с односторонним, так и с двусторонним пережимом шланга.

Схема стальная задвижки со шпинделем который выдвигается.

Дыхательный клапан предназначается для выпуска накопившегося воздуха или паров и устранения возникновения вакуума в резервуарах в ходе «большого» и «небольшого» дыхания. Понятие «большущее» дыхание появляется при расходе и поступлении жидкости, «небольшое» вызывается температурными колебаниями.

Благодаря обратным клапанам получается недопустить образование обратного потока среды. В обратных клапанах запорный орган раскрывается прямым потоком среды и прикрывается обратным потоком. Подъемная обратная система клапана имеют затвор, который совершает возвратно-поступательное движение. Конструкции, комплектующиеся сеточкой, ставят в начале всасывающего коллектора. Поворотный клапан обратный оборудован затвором, поворачивающимся вокруг в горизонтальном направлении оси, которая размещается выше центра седла клапана.

Устройство и функции вентилей

Схема устройства шиберной задвижки: 1-шибер, 2-пластина направляющая, 3-седло, 4-корпус, 5-кольцо, 6-шток, 7-пакет уплотнений, 8-маховик, 9-указатель, 10-корпус подшипников, 11-крышка, 12-масленка, 13-кольцо.

Вентиль представляет собой клапан, затвор которого перемещается при помощи резьбовой пары. Конструкции изготавливаются в резьбовом (муфтовом) исполнении и для соединения с фланцами труб.

В зависимости от взаимного расположения выходного и входного присоединительных патрубков разделяют угловые и проходные клапаны. К категории проходных относятся конструкции, у которых оси выходного и входного присоединительных патрубков параллельны или совпадают. Угловой клапан, в свою очередь, оснащается взаимно перпендикулярными осями.

В зависимости от назначения их подразделяют на запорные, предохранительные, регулирующие, отсечные, перепускные, дыхательные, обратные.

Клапан может быть односедельным и двухседельным. Односедельные клапаны, в свою очередь, по форме затвора делятся на игольчатые и тарельчатые. Клапан, имеющий ручное управление, в котором затвор перемещается с помощью резьбовой пары, часто называют вентилем. Различают регулирующие и запорные вентили. Предназначение запорных клапанов — полное перекрытие потока среды, для этого они снабжены запорным органом.

Мембранные вентили — конструкции арматуры, в которых перекрытие потока среды выполняется с использованием упруго деформируемой мембраны (пластмасса, резина). Данные системы изготовлены из чугуна с внутренним покрытием из коррозионностойких материалов (резины, пластмассы, эмали).

Шланговый клапан — конструкция арматуры, в которой перекрытие потока среды реализуется благодаря пережиму резинового шланга, находящегося внутри клапана. Применяются клапаны как с односторонним, так и с двусторонним пережимом шланга.

Схема стальная задвижки с выдвижным шпинделем.

Дыхательный клапан предназначен для выпуска накопившегося воздуха или паров и предотвращения образования вакуума в резервуарах в процессе «большого» и «малого» дыхания. Понятие «большое» дыхание возникает при расходе и поступлении жидкости, «малое» вызывается температурными колебаниями.

Благодаря обратным клапанам удается предотвратить образование обратного потока среды. В обратных клапанах запорный орган открывается прямым потоком среды и закрывается обратным потоком. Подъемная обратная конструкция клапана имеют затвор, который совершает возвратно-поступательное движение. Конструкции, комплектующиеся сеткой, устанавливают в начале всасывающего трубопровода. Поворотный обратный клапан оснащен затвором, поворачивающимся вокруг горизонтальной оси, которая располагается выше центра седла клапана.

ХАРАКТЕРНЫЕ ОТЛИЧИЯ ВЕНТИЛЕЙ ОТ ЗАДВИЖЕК

Выделим главные отличия между вентилями и задвижками:

  • в вентилях движение запорных органов производится в параллель потоку рабочей среды, а в задвижке перемещение является перпендикулярным. Эта особенности задвижки делает приспособление более надёжным и эффективным, в сравнении с вентилями, но при высоких давлениях с его помощью легче перекрыть движение, но сложнее открыть;
  • конструкция вентилей проще, в сравнении с задвижками, что и обуславливает более низкую стоимость этих запорных устройств;
  • задвижка может находиться в 2-х положениях: «открыто» либо «закрыто». А вентиль позволяет регулировать объемы транспортируемых жидкостей и газов, в также уровень заполнения трубопроводов, поскольку может устанавливаться в любое положение.