Как открутить сорванные болты, гайки, саморезы

Как открутить сорванные болты, гайки, саморезы

Рано или поздно любой хозяин сталкивается с ситуацией, когда гайка, болт или саморез не желают выкручиваться. На то есть несколько причин: металл низкого качества, нарушение технологии (перекаленные саморезы), ржавчина, время, слишком большие усилия, приложенные при затягивании соединения. Тем не менее, открутить болт с сорванными гранями, слизанную гайку, заржавевшее соединение можно. В этой статье поговорим о том, как это сделать.

Причины срывания граней

Не всегда желание быстро произвести замену вышедших из строя деталей, закрепленных с помощью резьбового соединения, бывает выполнимым. Иногда, пытаясь вывернуть болт из корпуса агрегата, ключ начинает прокручиваться.

Виной тому срывание граней на головке метиза при воздействии повышенной нагрузки. А причиной тому могут быть следующие факторы:

  • прикипание, которое вызвано диффузией атомов при долгом соединении;
  • смещение соединяемых деталей относительно оси отверстий, что приводит к заклиниванию винта;
  • перетягивание во время монтажа (увеличенная нагрузка);
  • использование несоответствующего инструмента во время сборки (например, чтобы закрутить болт, размер шляпки которого равен 14 мм, используется ключ на 17, а для устранения зазора вставляется отвертка);
  • коррозия, изъевшая поверхность головки.

Болт под шестигранник

Грани оси удобны и для закручивания, и для откручивания. Четкие и ровные они дают надежный упор для ключа. Если болтик подходящего под руку и соответствующего размера, поначалу его можно комфортно крутить рукой, дотягивая позже с помощью инструмента. Однако нередки случаи, когда в силу чрезмерной эксплуатации самого шурупа, или больших нагрузок на соединение, грани оказываются сорванными и крепеж остается торчать в сочленении. Взяться за него неудобно, он выскальзывает из рук и инструментов. Давайте рассмотрим несколько вариантов решения этой проблемы, с соответствующими способами устранения.

  • Сделать на головке болтика насечку любым доступным способом. Однако при выполнении этой насечки есть один важный момент. Стенки этой насечки должны быть вертикальными, без уклона. Иначе инструмент, который вы потом будете упирать в выемку будет просто проскальзывать по шляпке. А в этом случае есть большая опасность повредить не только инструменты, но и руки мастера.
  • Применить специальные так называемые экстракторы для шурупов с сорванными гранями. Экстракторы имеют резьбу, нарезанную в направлении, которое прямо противоположно резьбе самого болта. Таким образом, когда в болте высверливают отверстие и вставляют экстрактор, он фиксируется в болте плотно и не проворачивается при выкручивании такого болта плоскогубцами.
  • Использовать сверло обратного левого вращения и дрель с реверсом. Идея в том, чтобы проделав обычным сверлом отверстие в крепеже, засунуть в него левое сверло и на реверсе дрели выкрутить прикипевший болт.
  • Найти подходящую звездочку TORX. Идеальная звездочка должна не проходить шлицами в дырочку шестигранника, но при этом не быть слишком большой для него. Звездочка TORX прорубит своими шлицами шляпку болтика, зафиксировавшись плотно на шляпке. Теперь можно сильным движением открутить шуруп. Действуйте осторожно, поскольку в данном случае есть большая опасность сорвать шлицы у звездочки TORX .

Шуруп с отверстием под шестигранник можно открутить следующим способом:

  • Нужно взять надфиль и сделать им размер под шестигранный ключ. Сделав такой пропил, вы существенно сэкономите, поскольку сможете в будущем использовать этот крепеж еще не один раз.
  • Сделать на шляпке насечку болгаркой или любым другим удобным способом, к примеру, ножовкой для металла. И использовать плоскую отвертку, упираясь в ее ручку, как в плечо вращения.
  • Можно также использовать для откручивания шурупа одну из подходящих по размеру звездочек TORX .

Для болтов-шатунов, выполненных из стали, есть всего два способа:

  1. Воспользоваться экстрактором. Грамотно подобранный экстрактор и ваши осторожные действия помогут не только выкрутить шуруп, но и сделать это без существенных повреждений инструмента.
  2. Призвать на помощь электросварку. Электросваркой можно присоединить к сорванному крепежу любой шестигранный элемент, который вам уже не нужен. Приваренный таким образом, он станет новой шляпкой для шурупа. В него будет удобно упереться и выкрутить. Но к сожалению, этот способ может использоваться только и исключительно для деталей, сделанных из стали. С болтами из других материалов этот удобный способ, к сожалению, применить не получится.

Почему болты срываются?

Несмотря на массу плюсов, резьбовые соединения имеют один существенный недостаток: болты достаточно часто ломаются

В такой отрасли, как автомобильная промышленность, резьбовые соединения применяются очень широко. Практически все детали автомобиля собираются при помощи резьбы. Несмотря на ещё большую простоту и дешевизну сварки, она не может полностью вытеснить резьбу, поскольку последняя обладает возможностью быстро разобрать конструкцию.

При поломке болта возникают ситуации, когда его часть остаётся в отверстии и извлечь её оттуда достаточно проблематично

В статье рассмотрен вопрос, какими образом можно достать остаток сорванного болта из резьбового отверстия на примере работы с блоком цилиндров автомобиля.

Верхнюю часть сорванного болта с головкой часто удаётся выкрутить из резьбового отверстия, поскольку в 90% случаев болты ломаются по направлению закручивания

Причин, по которым болты разрушаются, немного. Основная – это чрезмерное усилие при закручивании. Используя ключи с длинной ручкой к болтам можно прикладывать огромные силы, которые, в конце концов, приведут к превышению усилия над пределом текучести, и болт просто разрушится в самом слабом месте. Чаще всего это первая треть длины резьбы, начиная от головки болта.

При сборке некоторых аппаратов важно не только подобрать правильные болты по резьбе и классу прочности, но и закрутить их с правильным усилием. Причём, оно должно быть не больше и не меньше чем то, которое указано в инструкции по сборке. Обычно, болт закручивают до его остановки, а потом производят докручивание.

Усилие при докручивании измеряют в ньютонах на метр или в килограмм-силах на метр (устаревший способ). Как это часто бывает, у мастеров может не оказаться нужного ключа, и используется то, что есть под рукой.

Вполне может сложиться такая ситуация, когда гипотетический болт, например, с резьбой М8, который должен закручиваться ключом с номинальным усилием 3.8 кгс·м, будет закручен ключом с усилием 4 кгс·м. При этом болт может сломаться. Даже разница в силе закручивания в 5% часто приводит к поломкам болтов.

Если приложить болт к двигателю, видно, что его срыв произошел точно надо блоком цилиндров, то есть остатки резьбы есть и в блоке и в головке

Нижняя же часть болта остаётся в конструкции. При этом, поскольку резьба уже находится на своём штатном месте, а болт просто докручивается, она может находиться сразу в обеих скручиваемых деталях.

То есть, даже разборка всей конструкции не могла бы извлечь остатки болта. Единственное возможное решение в такой ситуации – провести экстракцию сломанной резьбы каким-либо другим способом.

При этом нужно понимать, что при извлечении болта ни в коем случае нельзя повредить внутреннюю резьбу конструкции, иначе ничего в это отверстие закрутить больше не получится.

Читайте также  Пандус в частном доме

Способы откручивания болтов, шурупов, винтов со слизанными гранями

Если привычным способом не получилось открутить крепёжные элементы, у которых слизались грани, можно использовать один из нескольких проверенных вариантов.

Газовый ключ

Этот метод применяют при откручивании болтов, так как у них выступает головка, за которую можно ухватиться. Для этого:

  1. Очищают головку болта.
  2. Смазывают место соединения керосином или соляркой, хорошо помогает жидкость типа WD-40, и оставляют на 15–20 минут.
  3. Откручивают болт. Делают это газовым ключом. С его помощью создаётся большое усилие и удаётся хорошо захватить даже круглую головку.

Недостаток такого способа в том, что не всегда есть возможность подобраться газовым ключом к нужному болту.

Нарезка новых граней

Если болт крупный, то при помощи болгарки на нём можно нарезать новые грани. Достаточно сделать их всего 4 и при помощи уже меньшего ключа открутить болт. Можно нарезать новые грани на болте напильником, но это сложнее и дольше. На головке винта или шурупа можно сделать прорез при помощи ножовки по металлу или болгарки.

Молоток и зубило или ударная отвёртка

Этот вариант больше подходит для слизанных гаек или достаточно крупных винтов. Зубило упирают в головку крепёжного элемента и, ударяя по нему молотком, постепенно проворачивают винт или гайку. Небольшие винты или шурупы можно открутить при помощи ударной отвёртки и молотка. После ослабления крепления работа выполняется уже обычной отвёрткой.

Жгут или кусок резины

В этом случае используют небольшую часть медицинского жгута или кусочек плотной резины. Выбранный материал укладывают сверху на головку винта или шурупа, после чего надавливают отвёрткой и постепенно его проворачивают. Наличие резины поможет увеличить трение и решить проблему.

Экстрактор

Экстрактор — специальный инструмент, который используется для откручивания винтов, болтов или шурупов со слизанными или сломанными головками.

Порядок его применения:

  1. При помощи тонкого сверла в головке делают небольшое отверстие. В некоторых случаях экстрактор можно просто забивать в слизанный шлиц винта.
  2. Подбирают экстрактор необходимого диаметра. Вбивают или вкручивают его в подготовленное отверстие. Это зависит от того, применяется обычный или винтовой инструмент.
  3. Выкручивают болт.

Видео: откручивание слизанного винта при помощи экстрактора

Обычное или левостороннее сверло

В продаже есть левосторонние свёрла с вращением против часовой стрелки. Они улучшают центрирование инструмента и снижают нагрузку на сверло, что даёт более высокую производительность и точность сверления. Вставив такой инструмент в дрель, можно открутить винт или шуруп со слизанной головкой. Если левостороннего сверла нет, можно попробовать высверлить застрявший крепёж при помощи обычного. В этом случае надо брать сверло, диаметр которого меньше диаметра болта или винта. Действовать необходимо осторожно, чтобы не пришлось потом нарезать резьбу для нового крепежа.

К головке проблемного винта или шурупа при помощи эпоксидного клея или клея под названием «холодная сварка» фиксируют гайку соответствующего диаметра. После того как клей надёжно её закрепит, при помощи ключа проворачивают гайку и вместе с ней откручивают винт или шуруп.

Сварка

Если рядом есть сварочный аппарат, то зафиксировать на головке болта или винта новую гайку можно путём её приваривания. После этого его можно будет сразу открутить.

Припой и паяльник

Если надо открутить небольшой шуруп или винтик, используют паяльник и припой:

  1. Разогретый припой капают на головку крепёжного элемента со слизанными гранями.
  2. Пока олово не застыло, в него вставляют отвёртку и ожидают несколько минут.

Видео: способы откручивания болта со слизанными гранями

Альтернативные методы выкручивания болтов с сорванными гранями

В случае полного срыва резьбы трубные ключи могут быть бесполезны, в том случае если не достаточно пространства для манипуляций с инструментом. При таком раскладе наиболее удачное решение — это создать новые грани на болтах с помощью напильников.

Грани старого основания стачиваются до заданного нового размера, таким образом чтобы можно было использовать накидные ключи с головками требуемых диаметров. У некоторых специалистов встречаются советы по привариванию новой гайки к головке старого болта.

Если крепежные материалы имеют чрезмерно большие размеры, то верным решением будет применение сварки для нанесения металлического покрытия на поверхность поврежденных граней. И только после этого допускается выпиливание нужной формы для установки ключа.

Более простым, а в некоторых случаях более действенным способом является раскол молотком и зубилом промежуточной детали (пластиковой прокладки или ржавой шайбы) между поверхностью болта и корпуса.

В таких случаях нанесение ударов осуществляется непосредственным образом как по гайке, так возле нее с выдерживанием определенного угла и уклона в направлении выкручивании болта.

Некоторые мастера отдают предпочтение высверливанию болта со сломанной гранью при помощи дрели. В таких случаях в середине конструкции крепежных элементов высверливают отверстие, в которое устанавливается специальный прут, Г-образной формы. Данный прибор выступает в роли рукояти, которая позволяет осуществить извлечение.

Любой из вышеописанных способов под силу даже человеку, ранее не имевшему опыт в слесарных работах. При использовании подходящего инструмента и сопутствующего оборудования сложностей не возникнет ни у кого. Соблюдая представленные рекомендации вы легко сможете отвернуть болт с сорванными гранями с малейшими временными и физическими затратами.

Как выкрутить болт с сорванной резьбой?

Наверное, главная причина затруднённого извлечения болта – это прикипевшая, заржавевшая или повреждённая резьба. Первые две причины появляются во время эксплуатации, а вот сорвать резьбу запросто можно и в процессе монтажа – закручивания болта. Или как раз при откручивании, если загрязнённая резьба создаёт значительное сопротивление, а нетерпеливый мастер прилагает слишком большие усилия.

Если резьба сорвана, а болт расположен в труднодоступном месте, его выкручивание может превратиться в целую проблему!

Для извлечения маленького болта нужно попробовать, слегка расшатав его, просунуть под головку кусачки и вытащить его, подобно гвоздю из доски.

Для более крупных болтов понадобится отвертка и гвоздодёр: отвертку нужно постараться подсунуть под головку болта. И, постукивая молотком по этому «рычагу», хотя бы немного вытянуть повреждённый болт из тела детали. Затем под головку уже можно засунуть гвоздодёр – и вновь, подобно гвоздю, «выкорчевать» болт.

Однако при такой операции нужно избегать чрезмерных усилий! Ведь если болт новый, а резьба сорвана при монтаже – одно дело. А если резьба разрушилась от времени? Тогда «корчевание» болта может закончиться отломанной головкой. И перед мастером встанет вопрос «как выкрутить сломанный болт?», который мы рассмотрели в самом начале.

Профессиональный инструмент

Как утверждают специалисты, вышеперечисленные способы довольно эффективны, если сорванный крепеж немного выступает из плоскости детали. Что же делать, когда головка болта сорвана, а сам он скрыт?

Лучше всего обзавестись специальным профессиональным инструментом, а именно экстрактором. Приспособление представляет собой металлический цилиндрический прут. Один его конец оснащен конусной резьбой с противоположной нарезкой, второй – хвостовиком с квадратным сечением. Этот инструмент судя по многочисленным отзывам, есть почти у каждого автомобилиста. Дело в том, что нередко в транспортных средствах ломаются болты, крепящие колеса к ступицам. Выкрутить болт можно следующим образом. В первую очередь тело крепежа нужно оснастить специальным отверстием под экстрактор. Желательно, чтобы диаметр отверстия был на 0,2-0,3 см меньше резьбы. Далее не сильными ударами насаживают на тело болта экстрактор. Теперь устройство можно вращать за хвостовик, выкручивая из детали остатки крепления.

Как выкрутить сорванный винт или шуруп

Случается, что шуруп или винт, который имеет потайную или полупотайную и круглую головку, где есть наглухо сорванный крестообразный или прямой шлиц, а шуруп или винт затянут к поверхности впритык – в таких случаях вы никак не сможете взять плоскогубцы и вытащить его.
Не допустимо повреждать поверхность, к которой прикручен шуруп – здесь совсем не вариант выбрать материал из-под головки, чтобы ее можно было зафиксировать пассатижами. Тем более не допускается использовать фомку, как в случаях с гвоздями.

Сейчас мы рассмотрим некоторые решения, как выкрутить сорванный шуруп.

Что делаем сначала

Когда у вас в первый раз отвертка проскочила по граням, нужно остановиться и не пытаться выкрутить снова. Обычно в таких случаях ситуация усугубляется и приводит к большим сложностям. Первоочередной задачей становится сохранение головки, в которой расположен шуруп.

Сперва можно попытаться взять другую отвертку. Может случиться так, что отвертка просто не соответствует выбранному вами шурупу. Используя другие отвертки нужно убедиться, что кончик отвертки четко вошел в шляпку. Если от смены инструментов толка нет, тогда нужно переходить к другим, более действенным способам.

Как просто выкрутить слизанный винт

Все, что нужно для этого подготовить – маленький кусок резины или прорезиненный материал. Можно воспользоваться медицинским жгутом, резиной от велосипедной или автомобильной камеры, резиновым шариком и т. п.

Берем, что есть под руками, и вырезаем маленький прямоугольник. Его нужно положить на слизанный винт, затем упереться отверткой и аккуратно, медленно начать выкручивать.

Это весьма простая манипуляция, но здесь важно направлять усилие на давление сверху на саморез.

Сделав несколько оборотов, в кусочке резины могут пропечататься грани, после этого отвертка будет прокручивать. Перекладываем резинку на новую поверхность и продолжаем выкручивать саморез дальше.

Я проделывал эту операцию, использовав жгут и велосипедную камеру, сложенную вдвое. В результате все выкручивается без вопросов.

Видео того, как это делается:


Используем экстрактор

Можно использовать усовершенствованный способ, как выкрутить сорванный винт – с использованием экстрактора. К его помощи прибегают в основном тогда, когда надо вывинтить сломанный шуруп. В этом случае, когда его выкручивать, он не будет ломаться.

Экстрактор представляет собой ту же отвертку, только с отличием в виде сильных и грубых металлических нитей, расположенных на наконечнике. Они позволяют легко проникнуть в головку винта и в итоге выкрутить его.

Крайние меры и максимальные результаты

Может случиться, что вышеперечисленные способы не дали никакого эффекта. В этом случае шуруп можно высверлить целиком к основанию. Этот способ можно применить и тогда, когда шуруп не выкручивается через сорванную резьбу. В такой ситуации при высверливании резьба полностью разрушается, и шуруп легко удаляется из заготовки. Затем вместо него можно использовать новый шуруп, только с большим диаметром.