Типы организации производства

Производство

Произво́дство, в экономическом смысле — процесс создания какого-либо продукта.

Понятие производства характеризует специфически человеческий тип обмена веществами с природой, или, более точно — процесс активного преобразования людьми природных ресурсов в какой-либо продукт [1] [2] . Как отмечает Философская энциклопедия, процесс производства всегда носит общественный характер: производство обособленного одиночки вне общества представляет собой, по выражению Маркса, такую же бессмыслицу, как развитие языка без совместно живущих индивидов [3] .

Современное общественное производство включает в себя не только материальное производство, но и также нематериальную сферу — производство нематериальных благ и услуг (новые научные открытия, технические изобретения, народное образование, культура, искусство, здравоохранение, бытовое обслуживание, управление, финансирование и кредитование, спорт и др.). Развитие нематериального производства и сферы услуг в решающей степени зависит от производства материальных благ — его технической оснащённости и величины выработки.

Единичное производство

Единичное производство предполагает выпуск одного или нескольких экземпляров продукта, при этом повторного изготовления товара не планируется. Предприятия, для которых единичный тип производства является основным, выпускают обычно множество разнообразной продукции, и ее ассортимент может постоянно меняться. Себестоимость таких товаров высока по сравнению с серийным или массовым производством. Это обусловлено повышенным расходом материалов, невозможностью применять стандартные инженерные решения и необходимостью привлекать высококвалифицированных рабочих, способных выполнять несколько различных операций. Единичное производство трудоемко, и время изготовления каждого изделия может быть длительным.

Единичное, серийное и массовое производство

Производство подразделяется на разнообразные виды не только в зависимости от типа выпускаемых товаров, но и в зависимости от масштабов производственной деятельности. В соответствии с объемами выпускаемой продукции и формой организации производства выделяют единичное, серийное и массовое производство.

Единичное производство представляет штучный выпуск товаров, небольшой по объемам выпуск продукции. Единичное производство в основном применяется для создания уникальных товаров, изготовленных по индивидуальным заказам клиентов, в этом случае на изготовление продукции затрачиваются большие промежутки времени, усилия производителя. Единичный метод производства требует высокой квалификации, творческого подхода, специальных знаний и навыков от производителя.

Примеры предприятий единичного производства: швейное ателье по индивидуальному пошиву одежды, рекламная компания, мастерская по изготовлению мебели на заказ. Главное преимущество единичного производства — неповторимые качества каждого выпускаемого товара, высокий контроль над качеством каждого производимого изделия.

Серийное производство представляет выпуск однотипных товаров сериями (партиями), который повторяется через определенные временные промежутки. По сравнению с единичным, серийное производство отличается большими объемами изготавливаемой продукции, экономией времени на производственном процессе за счет применения разделения труда, разделения производственного процесса на отдельные операции. Серийное производство позволяет создавать одинаковые товары, не отличающиеся уникальными качествами, свойствами. Однако стоимость таких товаров существенно ниже, чем продукции произведенной штучно, выполненной по индивидуальному заказу.

Массовое производство– это выпуск однотипных товаров в огромных объемах, в течение длительного времени. В этом случае для изготовления продукции используется специальное дорогостоящее оборудование, передовые технологии, значительно сокращающие время, необходимое для изготовления товаров. Продукция массового производства не обладает уникальными свойствами и качествами, ориентирована на среднестатистического потребителя. Недорогая цена выпускаемых товаров, возможная благодаря максимальной загрузке оборудования, многосменному режиму работы — является главным преимуществом массового типа производства.

Серийное производство

Серийное производство характеризуется изготовлением ограниченной номенклатуры продукции партиями (сериями), повторяющимися через определенные промежутки времени. В зависимости от размера серии различают мелкосерийное, среднесерийное и крупносерийное производства. Особенности организации серийного производства заключаются в том, что удается специализировать рабочие места для выполнения нескольких подобных технологических операций, наряду с универсальным применять специальное оборудование и технологическую оснастку, широко применять труд рабочих средней квалификации, эффективно использовать оборудование и производственные площади, снизить, по сравнению с единичным производством, расходы на заработную плату.

Серийное производство характерно для выпуска продукции установившегося типа, например, металлорежущих станков, насосов, компрессоров и другого широко применяемого оборудования.

Рис. 4. Пример организационной структуры Матричного типа

Матричная организационная структура состоит из основных базисных структур типа «круг». Такие структуры редко носят постоянный характер, а в основном образуются в рамках предприятия для быстрого внедрения нескольких новшеств одновременно. Они так же, как и все предыдущие структуры имеют свои плюсы и минусы:

  1. Плюсы:
    • возможность оперативной ориентации на потребности своих клиентов;
    • снижение затрат на разработку и апробацию новшеств;
    • значительное сокращение времени на внедрение различных новшеств;
    • своеобразная кузница руководящих кадров, так как руководителем проекта может быть назначен практически любой сотрудник предприятия.
  2. Минусы:
    • подрыв принципа единоначалия и, как следствие, необходимость со стороны руководства постоянного отслеживания баланса в управлении сотрудником, который одновременно подчиняется и руководителю проекта, и своему непосредственному начальнику из того структурного подразделения, из которого он пришел;
    • опасность возникновения конфликтов между руководителями проектов и начальниками подразделений, из которых они получают специалистов для реализации своих проектов;
    • большая сложность в управлении и координации деятельности организации в целом.

На основе всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что наиболее эффективными и перспективными являются организационные структуры управления, построенные по дивизионному и матричному типам, так как только они способны адекватно и оперативно реагировать на изменения, происходящие не только внутри предприятия, но и во внешней среде.

В литературе по менеджменту широкое отражение нашли так называемые штабные организационные структуры управления и их разновидности (линейно-штабные, функционально-штабные и пр.), относимые многочисленными авторами к классическим. Основное их отличие от других классических типов структур (например, линейных или функциональных) заключается в наличии у них так называемых «штабов», относимых автором к подструктурам. Но, по нашему мнению, данный вид организационных структур не следует выделять отдельно, так как статус штаба, у того или иного подразделения может носить временный характер, более того, практически любое подразделение, не связанное с производством конечной продукции, может выполнять штабные функции.

Таким образом, организационная структура производственного предприятия является основой системы информационного обеспечения, что обуславливает логику организации системы мониторинга производственного предприятия. В этой связи целесообразно рассмотреть основные принципы организации системы мониторинга производственного предприятия, а также выявить основные зависимости и связи, учет которых необходим при построении комплексной системы анализа экономического состояния производственного предприятия.

На нашем сайте можно посмотреть примеры результата разработки организационных структур, а также ознакомиться с процедурой заказа работ по совершенствованию организационного дизайна. О возможностях оптимизации расходов на эту услугу читайте в разделе «Стоимость построения организационной структуры».
Если вы заполните эту форму, мы подготовим коммерческое предложение, учитывающее возможности такой оптимизации.

Нормативная база

Итак, главами регионов и федеральных городов изданы ряд указов обязывающих граждан использовать средства индивидуальной защиты. Данное понятие включает в себя не только маски, но и перчатки. В качестве примера возьмем Москву.

Согласно части 9.4 Указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ (ред. от 06.10.2020) «О введении режима повышенной готовности» граждане обязаны:

С 12 мая 2020 г. использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) и рук (перчатки) при нахождении в транспорте общего пользования, легковом такси, транспортном средстве, осуществляющем перевозки пассажиров и багажа по заказу, при посещении объектов торговли, в отношении которых не принято решение о приостановлении посещения их гражданами, а также в случаях, предусмотренных в приложении 6 к настоящему указу.

С 25 мая 2020 г. использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) и рук (перчатки) при нахождении на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта (железнодорожные вокзалы, станции, пассажирские платформы, пешеходные настилы, мосты и тоннели).

С 1 июня 2020 г. использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) в иных случаях покидания места проживания (пребывания), в том числе в целях прогулки и занятий физической культурой и спортом в соответствии с приложением 8 к настоящему указу, а в случае посещения зданий, строений, сооружений (помещений в них) дополнительно использовать средства индивидуальной защиты рук (перчатки).

В июне 2020 года часть этих ограничений была снята. Согласно части 7.1.Указа Мэра Москвы от 08.06.2020 N 68-УМ (ред. от 06.10.2020) «Об этапах снятия ограничений, установленных в связи с введением режима повышенной готовности»

с 13 июля 2020 г. снимаются ограничения, предусмотренные указом Мэра Москвы N 12-УМ, не снятые ранее в соответствии с настоящим указом, за исключением ограничений, установленных в отношении использования средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) и рук (перчатки) в случаях посещения зданий, строений, сооружений (помещений в них), нахождения в транспорте общего пользования, на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта (железнодорожные вокзалы, станции, пассажирские платформы, пешеходные настилы, мосты и тоннели), легковом такси, транспортном средстве, осуществляющем перевозки пассажиров и багажа по заказу.

При этом гражданам рекомендуется использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) при нахождении на улице.

Итак, в Москве в настоящее время ношение масок на открытом воздухе не требуется. В закрытых помещениях и транспорте использование масок и перчаток остается обязательным. Аналогичные указы глав администраций можно найти на официальных сайтах других регионов и городов федерального значения.

Таким образом, если вопрос о законности заключается в том – существуют ли нормативно-правовые акты предписывающие использование средств индивидуальной защиты, то ответ однозначный – «да».

Другой вопрос, имеют ли главы регионов полномочия издавать подобные указы и ограничивать права и свободы граждан?

Согласно части 3 ст.55 Конституции РФ

Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Использование средств индивидуальной защиты призвано не только обезопасить гражданина, но и защитить других граждан от заражения. И это не мое мнение. Согласно Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ):

Применение медицинских масок входит в состав комплекса мер для профилактики инфекций и инфекционного контроля и может способствовать ограничению распространения ряда вирусных инфекций, в том числе COVID-19. Маски могут применяться здоровыми людьми в качестве средства индивидуальной защиты.

Какими же Федеральными законами установлены полномочия глав администраций регионов и городов федерального значения вводить ограничительные меры?

Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ (ред. от 23.06.2020) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» — часть 10 Статьи 4.1. «Функционирование органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» гласит:

При введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также при установлении уровня реагирования для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности или должностное лицо, установленные пунктами 8 и 9 (8 — глава местной администрации/города федерального значения, 9 – Президент РФ – примечание автора) настоящей статьи, может определять руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации, который несет ответственность за проведение этих работ в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, и принимать дополнительные меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Как мы видим, главы регионов наделены федеральным законом полномочиями по введению мер защиты населения для предупреждения чрезвычайных ситуаций.

Но федеральные законы не только дают полномочия исполнительной власти, но и обязывают граждан следовать соответствующим предписаниям.

Согласно ст. 10 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 13.07.2020) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»

Граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

ч.1 КоАП РФ Статья 20.6.1. Невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения (введена Федеральным законом от 01.04.2020 N 99-ФЗ) гласит

Невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей.

Полагаю, что добросовестный анализ приведенных выше нормативных актов снимет вопрос у большинства читателей о юридической возможности наложения ограничительных мер в связи с режимом повышенной готовности (предупреждения чрезвычайной ситуации). Но разберем аргументы против.

Что такое приоритизация и зачем она нужна в Big Data и цифровизации

Начнем с определения, которое приводит BABOK, профессиональный стандарт бизнес-аналитика [1]: приоритизация – это процесс определения относительной важности объекта (информации, задачи, требования и пр.) на основе предварительной оценки его значения, рисков, сложности реализация или других четких критериев. В свою очередь, дисциплина управления (Project Management) проектами также рассматривает расстановку приоритетов в контексте портфельного управления, когда необходимо сформировать сбалансированный набор проектов предприятия в соответствии с его стратегией или финансовыми показателями. Также здесь учитывается период инвестирования (краткосрочный, средний, долгосрочный), прогнозы по рискам и доходности, и прочие организационно-технические аспектами [2].

Таким образом, можно выделить 2 уровня приоритизации:

  • стратегический, когда, например, директор по цифровизации или C-менеджер (CEO, CTO, CFO или другой руководитель высшего звена) формируют портфель проектов, определяя долгосрочную программу развития предприятия или управления изменениями в рамках цифровой трансформации;
  • тактический, когда бизнес-аналитик или менеджер проекта определяет важность отдельных задач или требований к проектируемому решению, например, системе прогнозирования потребительского спроса на основе технологий Big Data и Machine Learning.

При том, что для каждого из этих уровней существуют свои методы расстановки приоритетов, они все направлены на определение важности каждого компонента. Это необходимо, чтобы в первую очередь инвестировать ресурсы (финансы, время и силы) именно в компоненты с наивысшим приоритетом. Для рассматриваемых нами примеров проекта цифровизации и внедрения Big Data продукта, стоит отталкиваться от главной цели проекта или основного назначения программного продукта, а также учитывать их эффективность [3].

Ставки страховых взносов для работодателей в 2020 году

Прежде в НК РФ было предусмотрено, что совокупный тариф в размере 30%, по которому исчисляют взносы большинство страхователей, будет действовать временно – в период с 2017 по 2020 год (ст. 426 НК РФ). А после указанного срока тариф взносов на ОПС должен был вырасти на 4% до 26%, а совокупный тариф соответственно – с 30% до 34% (подп. 1 п. 2 ст. 425 НК РФ в ред. до 01.01.2019). Однако законодатели передумали. И указанные основные тарифы взносов с 2019 года стали постоянными.

В связи с этим в 2020 году в общем случае применяют такие тарифы взносов (п. 2 ст. 425 НК РФ):

  • на ОПС – 22% в рамках предельной величины базы и 10% при ее превышении;
  • на ВНиМ – 2,9%;
  • на ОМС – 5,1%;
  • на травматизм – от 0,2% до 8,5%.

Законом установлены и так называемые повышенные тарифы страховых взносов. Их платят работодатели с вредными (тяжелыми, опасными) условиями труда. Ставки взносов по доп. тарифам 2020 и от чего они зависят есть в КонсультантПлюс:

Платить взносы на ОПС по дополнительным тарифам должны организации, где есть работы с правом на досрочную пенсию из п. п. 1 – 18 ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ. Конкретные наименования работ приведены в специальных списках.

В связи с коронавирусом с 1 апреля 2020 года субъекты малого и среднего предпринимательства (МСП) платят взносы по пониженным тарифам с выплат, превышающих МРОТ (ст. 5 и 6 Федерального закона от 01.04.2020 № 102-ФЗ). Их ставки такие:

  • на ОПС – 10%;
  • на ОМС – 5%;
  • на ВНиМ – 0%.

Соответственно, выплаты, не превышающие 1 МРОТ в месяц, облагают взносами по обычным тарифам.

А вот тариф страховых взносов 2020 на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний просто так в законе не указан. Дело в том, что он зависит от класса профессионального риска по ОКВЭД. Как определить ставку взносов на травматизм, рассказано в КонсультантПлюс:

Тариф взносов на страхование от несчастных случаев зависит от класса профессионального риска, к которому относится ваш основной вид экономической деятельности (ст. 21 Закона № … (смотреть решение полностью).

Как перейти с ЕНВД на другой спецрежим

Если не предпринимать никаких действий, то с 1 января 2021 года вы окажетесь на обычной системе налогообложения (ОСНО). А это значит надо будет платить налог на прибыль (организации) или НДФЛ (ИП), а также НДС. И это не только повышение налоговой нагрузки, но увеличение количества отчетности. Поэтому внимательно изучите вот эту страницу, чтобы не опоздать с переходом на новый спецрежим. Бланки заявлений и уведомлений можно найти на «Клерке» в разделе Бланки.

Заявление на патент подается за 10 рабочих дней до начала его применения. Почему-то эта важная информация на странице методички не отражена.