Как подключить генератор к трехфазной сети дома

Как подключить генератор к трехфазной сети дома?

  1. Как подключить однофазный генератор?
  2. Схема автопереключения
  3. Посредством розетки
  4. Важные правила

Резервный источник электрической энергии никогда не будет лишним в загородном доме в экстренных случаях. Незапланированное и бессрочное или связанное с аварией отключение электроэнергии негативно может отразиться на электрических приборах. И когда ваша отопительная система находится в зависимости от подачи электроэнергии, то в зимнее время имеется опасность остыть жилищу и замерзнуть его владельцу.

Разновидности схем подключения

Существующие схемы различной сложности, доступные для использования в частных домах и квартирах, можно разбить на три категории:

  1. Ручная коммутация.
  2. Полуавтоматическое подключение.
  3. Автоматическое подключение с автозапуском.

В зависимости от ваших возможностей и поставленных задач вы можете выбрать любую из них. Но прежде чем рассмотреть конкретные схемы включения генератора в домовую сеть, нужно определить общие правила коммутациирезервных источников, независимо от используемого метода переключения:

  • Оперативность. Подключение резервного источника должно обеспечиваться минимумом простых и однозначных переключений, которые можно сделать даже при отсутствии освещения.
  • Безопасность для человека. Все переключения должны быть полностью безопасны для оператора — рубильники и переключатели нужно использовать закрытого типа и размещать их на уровне лица. Это обеспечивает электробезопасность и исключает травматизм.
  • Безопасность для оборудования. Схема должна надежно защищать оборудование дома и подстанции от нештатных ситуаций — неправильной последовательности переключения, внезапного появления или исчезновения основного или резервного питаний, короткого замыкания, перегрузки и т. п.
  • Наглядность и простота. Если система переключения не полностью автоматическая, то она должна быть максимально наглядной и простой. Это не только исключит ошибки оператора, который, скорее всего, будет неспециалистом, но и сделает схему более надежной и ремонтопригодной.

Для того чтобы запитать дом от резервного источника, необходимо, прежде всего, отключить его от основного. Причем сделать это нужно так, чтобы и тот, и другой источники не оказались подключенными параллельно. В противном случае при появлении основного питающего напряжения произойдет авария, вызванная подачей встречного напряжения.

Иными словами, основная сеть и генератор «подерутся». Для исключения подобных ситуаций в обязательном порядке должны использоваться так называемые перекидные рубильники или перекидные переключатели.

Как подключить генератор МАЗ?

Схема установки зависит от вида установки. На транспортных средствах ОАО «Минский автомобильный завод» с двигателями ЯМЗ применяются следующие модификации:

  • 3112.3771 и 6582.3701 на 80 Ампер;
  • 1312.3771 на 50 Ампер;
  • Г273В1 на 45 Ампер.

При проведении ремонта используют схему генератора МАЗ. Разборку выполняют в следующем порядке:

  1. Отвинчивают соединение щеткодержателя и крышки;
  2. Вынимают деталь;
  3. Отворачивают винты шарикоподшипника и стяжки;
  4. Снимают крышку и отсоединяют вывозы фазы от выпрямителя;
  5. Отворачивают гайки шкива и снимают его, зажав в тисках ротор;
  6. Снимают вентилятор и втулку;
  7. Демонтируют крышку.

Чтобы узнать, как подключить генератор МАЗ правильно, следуйте его схеме. Проверяйте установку через 50 000 пробега и при каждом ТО-2. Во время эксплуатации контролируйте натяжение ремня и следуйте за износом составных элементов.

Особенности устройства генератора 4242 03.3771

Установки состоят из выпрямителей и обмотки. Предусмотрено сопротивление подпитки.

Генераторы автомобиля МАЗ моделей 3112 и 1312 питание получают от дополнительных диодов. Установки имеют контрольную лампу заряда аккумулятора, сообщающую о состоянии агрегата.

Деталь состоит из нескольких элементов:

  • Статор;
  • Ротор;
  • Крышка;
  • Щеткодержатель;
  • Шкив;
  • Вентилятор.

Генераторы имеют фазовый вывод, предназначенные для подключения тахометра. У моделей 6582.3701 и Г273В предусмотрена посезонная регулировка напряжения.

Модификации 3112.3771 и 1312.3771 оснащены температурной компенсацией. Статор выполнен в виде стальных пластин. Внутри находятся пазы (18 штук) с медной трехфазной обмоткой.

Отверстия расположены по окружности. Используется соединение по схеме генератора МАЗ «звезда». Ротор изготовлен из стали в форме втулки. Имеет катушку возбуждения с намоткой.

Рядом с втулкой расположены полюса, образующие двенадцатиполюсную систему. Для крепления используется прессовая посадка.

Крышка контактных колец отлита из алюминиевого сплава. Выпрямитель укреплен прямо на ней. С внешней стороны помещены контакты проводов. В крышке привода имеется посадочное место под шарикоподшипник.

Чтобы упростить снятие, предусмотрены резьбовые отверстия.

Генератор МАЗ обеспечивает питанием электрооборудование автомобиля. Возбуждение установки осуществляется при частоте вращения до 1200 мин.

Правильное подключение и эксплуатация агрегата гарантируют длительную работу агрегата.

Поэтому тщательно изучите схему подключения генератора МАЗ. Если вы сомневаетесь в своих силах – обратитесь за помощью к специалисту.

Схемы подключения

Разобравшись со вспомогательными вопросами, переходят непосредственно к подключению генератора к обслуживаемой линии.

Подключение через дополнительный распределительный автомат

Схема подключения автоматов от линии и генератора практически одна и та же, что позволяет ничего не изменять в действующей трехфазной электросети. Этот подход к включению в сеть частного дома является самым надежным и гарантирует успешную работу подсоединенного к ней оборудования. Для его реализации потребуется проделать следующие операции:

  1. Отключить вводный автомат 380 Вольт, обесточив домашнюю сеть.
  2. Установить в щитке новый 4-хполюсный автомат, выходные клеммы которого соединяются отрезками проводников с входными контактами всех линейных приборов.
  3. Кабель с выхода генератора с 4-мя жилами (3 фазы и нуль) подводится к новому автомату и каждая из них подключается к соответствующей клемме.

Если далее по схеме установлено УЗО, при проведении коммутаций учитывается разводка подключаемых к нему проводников (каждой из 3-х фаз и нуля).

Подключение через рубильник

Перекидной рубильник – это тот же переключатель, но имеющий три положения. При его применении шины от генераторного устройства подсоединяются к одному комплекту полюсов, а подводящие жилы от высоковольтной линии – к другому. Центральный контактный набор выключателя, проводники от которого идут непосредственно к нагрузке, поочередно перекидывается в сторону ввода от ВВ или к генераторной подводке. В среднем положении рубильника вся домашняя сеть полностью обесточена.

Схема автоматического переключения

Избавиться от необходимости ручного выбора источника питания удается за счет использования схемы автоматического переключения подсоединяемой к нему нагрузки. В ее состав как минимум входят модуль управления и два пускателя (контакторы) с перекрестным подключением. Первый из этих узлов, изготавливаемый на основе микропроцессора, полупроводниковых транзисторов или аналоговых микросхем, выполняет следующие функции:

  • распознавание ситуации с пропаданием электричества в основной питающей линии;
  • последующее за этим отключение от нее потребителя;
  • переключение его на отвод от 3-х фазного генератора.

Через розетку

Чтобы подключить генератор к сети дома через розетку, потребуется внимательно ознакомиться с особенностями применения этого метода. Несмотря на свою простоту и удобство подключения, этот вариант имеет множество отрицательных сторон, выражающихся в следующем:

  • необходимость постоянно следить за тем, чтобы вводный автомат был выключен;
  • потребность в приобретении специальной 4-х полюсной розетки, рассчитанной на большие токи;
  • ограничения по подключаемой к генератору нагрузке.

Способ включения через розетку является худшим из всех возможных. Его применение недопустимо при любых условиях.

Рекомендации по размещению станции

Ну и последнее, о чем хотелось бы Вам рассказать – где лучше всего разместить домашнюю электростанцию. Дело в том, что такое помещение должно быть защищено от влаги и в то же время могло достаточно проветриваться. Помимо этого перед установкой генератора Вы должны учитывать, что от этой техники будет издаваться довольно неприятный шум. Учитывая данные нюансы, рекомендуется установить и подключить электростанцию в гараже либо любой другой садовой постройке, как на фото ниже.

Еще один нюанс – в помещении, где должна размещаться мобильная станция, не должно быть высокой температуры. Как ни как, Вы имеете дело с горючим, не забывайте об этом! Все требования к установке генератора в частном доме мы описали в отдельной статье, с которой настоятельно рекомендуем ознакомиться!

Вот и все, что хотелось Вам рассказать о подключении электростанции своими руками. Надеемся, теперь Вы знаете, как подключить генератор к сети дома и как нужно сделать заземление этого оборудования!

Будет интересно прочитать:

13 комментариев

Здравствуйте. Как подключиться к дому понятно, оптимально через реверсивный рубильник. Но никто не задает вопрос, а где у генератора фаза и ноль?
Меня это очень интересует и найти точный ответ на этот вопрос ну никак не могу найти.
Вход в щиток через рубильник, дальше УЗО селективное, потом УЗО и автоматы по линиям. Где и самое главное как взять ноль с генератора? Генератор инверторный. Без нуля УЗО работать не будут. Будьте добры подскажите если знаете. Еще раз повторю, генератор инверторный.

Есть две схемы подключения. Один из выходов генератора подключаем к контуру заземления, если в паспорте не указан какой именно, это будет ноль. Вторая схема для двухпроводной сети, не подразумевает наличие земли. Генератор размещен на изолированной платформе и система никоим образом не взаимодействует с нейтралью и нулями. С таким подключением могут не работать некоторые газовые котлы.

Принцип работы этого устройства в тракторной технике

Если говорить откровенно, то он вообще ничем не отличается, кроме внешнего вида, габаритов (размеров), способов подключения и ещё несколькими нюансами.

Генератор МТЗ – 80 – это всегда трёхфазное устройство с односторонним возбуждением электромагнита, которое называется Г306 – Д (прочие модификации: Г – 306А, Г – 304А).

Для адекватной работы генератору Г306 – Д требуется постоянный ток, именно поэтому в самом генераторе ток проходит через трёхфазный выпрямитель, превращаясь в постоянный из переменного. Основные детали Г306 – Д, устанавливаемых на белорусских тракторах марки МТЗ – 80, 82 и аналогичных моделях – это статическое устройство и роторное (статор и ротор).

Статор этой модели изготавливается из нескольких электротехнических стальных листов, а трёхфазная катушка с обмоткой крепится изнутри к выступу. Ротор выполнен по аналогичной технологии и выглядит, как звезда с шестью углами, напрессованная на вал, где и крепится.

Подробную детальную схему генератора Г306 – Д вы можете увидеть на рисунке:

1 – Крышка регулирующего устройства; 2 – Винт; 3 – Шайба; 4 – Шайба; 5 – Гайка; 6- Шайба; 7 – Шайба; 8 – Гайка; 9 – Шайба; 10 – Шайба; 11 – Шайба изоляционная; 12 – Изолятор; 13 – Крышка задняя; 14 – Панель выводов; 15 – Болт М6х53; 16 – Выпрямитель; 17 – Втулка распорная; 18 – Болт М4х27,5; 19 – Изолятор фазный; 20 – Втулка разрезная; 21 – Катушка возбуждения; 22 – Болт стяжной; 23 – Шарикоподшипник; 24 – Винт; 25 – Гайка; 26 – Шайба; 27 – Шкив (одноручьевой); 28 – Вентилятор; 29 – Винт; 30 – Крышка подшипника; 31 – Шарикоподшипник; 32 – Болт; 33 – Крышка передняя; 34 – Щиток; 35 – Болт; 36 – Шайба; 37 – Втулка ротора; 38 – Гайка; 39 – Шайба; 40 – Шайба; 41 – Болт; 42 – Гайка; 43 – Болт; 44 – Кронштейн генератора; 45 – Растяжка; 46 – Ротор; 47 – Гайка; 48 – Статор; 49 – Планка; 50 – Болт; 51 – Шайба упорная; 52 – Винт М8х28; 53 – Регулирующее устройство.

Схема подключения электроцепи трактора МТЗ – 80, 82 и его модификаций:

Как проверить автомобильный генератор

В идеале генератор надо проверять на стенде, где он будет раскручен до номинальных оборотов и максимально нагружен с проверкой отдаваемой в таком режиме мощности.

Но можно приблизительно проверить его и не снимая с автомобиля.

  1. К выходной клемме генератора подключается цифровой вольтметр (например, в составе мультиметра).
  2. Двигатель запускается. Показания вольтметра должны увеличиться до номинальных 14 – 14,5 вольт. Исключением станет случай, когда батарея сильно разряжена, тогда напряжение будет расти постепенно, по мере заряда.
  3. Двигатель выводится на средние или высокие обороты, а в автомобиле включаются фары и другие мощные потребители, общей потребностью не превышающие полную мощность генератора. Напряжение должно остаться стабильным, значит генератор отдаёт свою положенную мощность.
  4. От генератора не должно раздаваться характерных воющих звуков изношенных подшипников. При появлении сомнений достаточно снять ремень и прокрутить шкив вручную. Ротор должен вращаться абсолютно плавно, без вибраций и люфтов.

Новый генератор очень надёжен и первые проблемы могут возникнуть лишь после пробега в 100-150 тысяч километров. Но часто эти приборы ходят значительно больше, особенно с промежуточной заменой щёточного узла.


Устройство начинает функционировать только после запуска двигателя стартером, который запитывается напрямую от аккумуляторной батареи. Ключевой принцип работы генератора автомобиля состоит в преобразовании механической энергии в электрическую. На коленчатом валу силового агрегата установлен шкив, который раскручивает через ременную передачу установленный на необслуживаемых подшипниках ротор.

Питание обмотки возбуждения, расположенной на вращающемся якоре, осуществляется от аккумулятора через щеточный узел и контактные кольца. Для защиты батареи от саморазряда подключение производится через специальный выпрямитель, состоящий из трех диодов. Величина напряжения в этой цепи регулируется электронным или электромеханическим стабилизатором, интегрированным или выполненным в виде отдельного устройства.

Вращающийся якорь создает электромагнитные поля, которые индуцируют в обмотках статора переменный ток. Он поступает на выпрямитель, представляющий собой блок диодов. В него входят шесть вентилей: по три отрицательных и положительных. Они обеспечивают преобразование фазного напряжения в линейное. Соединение обмоток генератора осуществляется по схеме «треугольника» или «звезды». В первом случае величина тока в 1,7 раза ниже, нежели во втором. Треугольник применяется на моделях авто повышенной мощности.

Описываемый принцип действия автомобильного генератора обеспечивает поддержание в бортовой сети напряжения в диапазоне от 13,9 до 14,5 В. Точная величина зависит от частоты вращения коленчатого вала и уровня нагрузки. Потребители (например, аккумулятор) к электроагрегату подключаются через вывод «В+».

Схема подключения генератора КамАЗ

Схема подключения генератора КамАЗ Евро 3, работает по следующему принципу. Контакты «АМ»/«КЗ» замыкаются при активации разъединителя приборов и устройства пуска «ВПС». Упорядоченное движение активных частиц от аккумулятора идёт на элемент защиты 60А. После, поступает на клеммы реле, отключающего возбуждающую обмотку (РООВ), затем подходит пятну контакта «Ш», которое имеет связь с клеммой «В». За счёт упорядоченного движения частиц происходит срабатывание силового транзистора VT2.

Схема подключения генератора КамАЗ 65115:

В это же время упорядоченное движение частиц проходит защитный элемент на 8А и подаётся на участок F3 реле выключения массы «РВМ». Точки соприкосновения реле срабатывают, упорядоченное движение частиц сквозь реле на 60А попадает на лампу контроля состояния аккумулятора «КЛ». Лампа срабатывает на точку «+D» после чего попадает на возбуждающий моток – клемма «Ш» настройки напряжения потом сквозь транзистор VT2 на корпус.

Возбуждающая катушка соединена с сетью проводов машины, генератор эксплуатируется в классическом режиме. Когда устройство вырабатывает порцию упорядоченного движения частиц, напряжения клемм «+D» и «+» имеют равное значение. Результатом становится исчезновение тока в цепочке начального возбуждения – лампа гаснет, катушка питается от блока вспомогательных диодов. Рост оборотов стимулирует вступление в действие механизма регулировки напряжения.

Схема изображает устройство, в котором реле, размыкающее возбуждающую обмотку, применяется в моторах с факельным механизмом. Суть в том, что свечи розжига потребляют напряжение в 19В. Запуск агрегата, и начало выработки генератором электричества, провоцирует сгорание свечей. Таким образом, реле разрывает контур размыкания аккумулятора, сразу после срабатывания пускателя, что бы при активном агрегате не отключиться от сети. Так же реле включает обмотку первичного возбуждения, что бы разгрузить контакты срабатывания приборов и пускателя.

Некоторые машины оборудованы генератором, без включения в схему электрического факельного устройства. Например, схема подключения генератора КамАЗ 5320, 4310.

Лампочка выполняет контролирующую функцию, работа изделия свидетельствует, что процесс эксплуатации цепи первоначального возбуждения происходит в нормальном режиме. Когда мотор завёлся, лампа гаснет, в противном случае, устройство генерирующее энергию не справляется с функцией.

Схема подключения генератора КамАЗ 4310, 5320:

На схеме обозначено:

  • G – Обозначение механизма, генерирующего упорядоченное движение частиц;
  • GB – Источник аккумулирующий электрическую энергию;
  • Q – Пусковой разъединитель;
  • C – Компонент электрической цепи, обладающий ёмкостью 2,2 мкФ;
  • EL – Контрольная лампа 2 Вт;
  • R – Шунтирующее сопротивление 50 Ом;
  • KV – Устройство, регулирующее напряжение (интегральное);
  • «Ш», «+», «W», «+D» – выходы генератора.
Эксплуатационные показатели генератора КамАЗ 4310, 5320
Разъяснение Показатель
Напряжение, В 28
Упорядоченное движение частиц нагрузки, А 50
Направление импульса вращения (вал) право
Класс безопасности IP-10
Вес изделия, кг. 6,2
Предел регулировок, В 27,8-29,0

Схема подключения генератора КамАЗ 43118:

  • G – Обозначение механизма, генерирующего упорядоченное движение частиц;
  • GB – Источник аккумулирующий электрическую энергию;
  • Q1 – Разъединитель приборов пускателя;
  • Q2 – Разъединитель возбуждающей катушки;
  • C – Компонент электрической цепи, обладающий ёмкостью 2,2 мкФ;
  • EL – Контрольная лампа 24В, 2 Вт;
  • R – Резистор, мощностью не менее 2Вт, 100 Ом;
  • KV – Устройство, регулирующее напряжение;
  • «+», «D», «W», «В», «Ш» – выводы генератора.

КамАЗ на базе шасси 43118-15:

Характеристики генератора КамАЗ 43118
Разъяснение Показатель
Напряжение, В 28
Упорядоченное движение частиц нагрузки, А 80
Направление импульса вращения (вал) право
Класс безопасности IP-1X
Вес изделия, кг. 6,5
Предел регулировок, В 27,95-28,85

Изделие используется, как производитель энергии упорядоченного движения частиц, одновременно с устройствами накопления. Схема подключения генератора КамАЗ 43118 аналогична схеме подключения машин, работающих на моторах стандарта Евро 2.