Как установить цепь на бензопилу

Цепь бензопилы подвержена самым большим нагрузкам во время работы. Именно она выходит из строя чаще всего: рвется, слетает, ее необходимо регулярно точить. Если вы хотите самостоятельно заменить цепь на пиле, нужно знать как это правильно делается. Мы подготовили пошаговую инструкцию замены цепи на бензопиле.

Как надевать цепь на бензопилу, направление цепи

Все зубья на пиле должны «смотреть» в одну сторону. Для того, чтобы понять, как надевать цепь, ее надо положить так, как она находится на пиле. Те зубья, что будут наверху – острым концом должны смотреть на конец шины. Те зубчики, что располагаются снизу, должны быть направлены в сторону звездочки.

Если вы попробуете надеть цепь наоборот, то держаться на шине она не станет. Цепь ложится на рабочую шину таким образом, чтобы направляющие полотна смотрели внутрь.

Как уже мы говорили выше – именно цепь является тем элементом на бензопиле, который испытывает самые большие нагрузки во время работы инструмента. В процессе эксплуатации она как бы растягивается в местах соединения звеньев. Не важно какого цепь качества, производства – растяжка цепи бензопилы процесс естественный. Именно потому необходимо регулярно осматривать ее и проверять натяжение.

Срок работы цепи напрямую зависит от того, как вы за ней будете ухаживать. Немаловажную роль играет и безопасность оператора во время работы с бензопилой – растянутая цепь может слететь и нанести серьезные травмы.

Стоит отметить, что если цепь затянуть очень сильно, то работоспособность пилы снизится в разы. При перетяжке будет сильно изнашиваться мотор, шина очень нагревается из-за большого уровня трения, топливо расходуется много быстрее.

Если во время проверки выясняется, что цепь бензопилы провисла, то велик риск травмирования, так как полотно ее может слететь с шины или порваться. И тут аварийная остановка вряд ли поможет – слетевшее пильное полотно по инерции будет еще двигаться и легко может хлестнуть по рукам или лицу. Таких случаев, к сожалению, не мало.

Второе, что может случиться — это перекос шины, что ведет за собой ее выход из строя, срез будет неровный, эффективность работы бензопилы резко снижается. Чаще всего к такой ситуации приводит установка цепи с деформированными зубьями или другими повреждениями.

Почему цепь бензопилы провисает

Очень часто к провисанию пильного полотна приводит неисправность самой направляющей шины. В месте, где находятся, фиксирующие винты, крепящие шину, возникает вибрация. Именно она и приводит к тому, что цепь начинает растягиваться. Потому перед работой нужно уделить особое внимание этим местам и проверить не разболтались ли винты. Если это произошло, то выход только один – болты необходимо заменить на новые и прочно затянуть.

Также цепь подвержена естественному износу, особенно при активном использовании бензопилы. Категорически запрещено в данном случае пытаться собирать одну цепь из кусков или пытаться удалить несколько звеньев, чтобы вернуть полотну первоначальное натяжение. Это приведет к разрывам и травмам оператора. Выход один – отправляйтесь в магазин и покупайте новую цепь на вашу бензопилу.

К провису приводит и то, что звёздочка перекошена. Тут самым правильным будет обратиться в сервис или любую мастерскую для настройки бензопилы и ремонта звездочки. Самостоятельно закрепить ее правильно очень сложно. В этом месте довольно много мелких элементов, которые необходимо снять, а после собрать все правильно в обратном порядке.

Почему цепь слетела?

Есть несколько причин, почему цепь может слетать во время работы. Это может быть связано с неправильной работой шины или недостаточной натяжкой. Проблема иногда появляется и при недостаточно закрепленной ведущей и ведомой звездочки. Определение причины позволяет точно подобрать требующийся ремонт, инструменты.

Ослабла шина

При снижении натяжения цепи проблема нередко сопровождается ослаблением самой шины. Чтобы проверить ее состояние, нужно осмотреть место между верхней пластиной на кожухе гарнитуры и внутренней поверхности на корпусе. При ослаблении фиксирующих болтов шина начинает двигаться, что можно заметить по характерной вибрации во время пиления. При частой эксплуатации рекомендуется регулярно зажимать болты.

Рисунок 1 – Ослабла шина

Если вы самостоятельно решили подтянуть шину, то нужно найти и опустить цепной тормоз. Повернуть винт натяжки так, чтобы цепь плотно встала в пазы. После этого оттянуть цепь по ходу движения, если она стоит слишком плотно, ослабить винт.

Важно! Ослабление шины наблюдается как у профессиональных, так и бытовых моделей бензопил. При интенсивном использовании инструмента проверять натяжение перед каждым запуском.

Растянулась цепь

Любые функциональные изменения цепи приводят к снижению продуктивности инструмента, травмам во время работы.

Следует регулярно следить, чтобы не было деформации металла и растяжения более 1 см.

Если такая проблема все же возникла, требуется приобрести новую цепь или откорректировать старую.

Разъединить звенья цепи на станке или зафиксировать ее в тисках, сточить напильником заклепки и выбить их с помощью бородка (болгарку использовать не рекомендуется).

Удалить 1-2 звена в зависимости от степени растяжки цепи. После этого поставить все элементы на место, вставить заклепку и отбить ее молотком, использовать специальный заклепочный инструмент. Для надежности рекомендуется использовать сварочный аппарат. В конце работы сточить излишки и заусеницы тонким надфилем.

Проблемы с ведущей звездой

Иногда провисание цепи происходит из-за проблем с ведущей звездочкой. Наиболее частая ситуация, когда она плохо закреплена. Пошаговый алгоритм, чтобы подкрутить звездочку:

  1. Снять защитную крышку двигателя.
  2. Снять воздушный фильтр и открутить свечу, поставив на ее место специальный стопор для фиксации поршня в недвижимом положении.
  3. Ключом для болгарки прокрутить диск сцепления по часовой стрелке до максимального верхнего положения. Проверить плотность фиксации звездочки, отрегулировать ее положение. Рисунок 3 – ведущая звезда на бензопиле

После зажатия собрать бензопилу обратно, обязательно надеть защитный кожух. При сборке следует проверить, чтобы цепь плотно встала на шину.

Особенности регулировки натяжения цепи

В процессе работы с электропилой следует периодически проверять степень натяжения режущего элементана ней. Наиболее простой способ для натяжки – использовать натяжку на 1 зуб.

Не исключена также возможность использования для натяжки винт или гайку в виде барашка. При использовании винта можно применить отвертку. При этом нужно несколько раз провернуть изделие, избегая наличие люфта.

Гайка в виде барашка применяется в случае наличия на инструменте быстрого натяжения. Для этого существует колесо, расположенное под крышкой. Натянув ее, осуществляется натяжение изделия, а при его вращении в левую сторону, оно ослабляется. Второй способ обеспечивает наиболее надежное и простое натяжение комплектующей.

Для замены старой комплектующей на новую, можно не обращаться за помощью мастера. Это можно сделать своими руками, придерживаясь установленных правил.

Как правильно отрегулировать натяжение цепи

Уровень натяжения цепи электропилы напрямую влияет на безопасность эксплуатации инструмента, эффективность работы, срок службы. Проверить уровень натяжения очень просто: ближе к центру шины взять зубец пильного элемента, потянув его наверх. При нормальном натяжении 1/3 острия должна остаться внутри посадочного места, а цепь можно спокойно вращать вручную.

У различных моделей электропил предусмотрены натяжители цепи в виде барашковой гайки или винта:

  • Регулировка на инструментах, оборудованных системой быстрого натяжения, осуществляется путем вращения специального колеса, расположенного под щитком звездочки. Вращение по часовой стрелке натягивает пильный элемент, против – ослабляет. С помощью такого механизма натяжение можно менять по ходу работы.
  • Регулировка натяжения у винтовых электропил чуть более сложная. Понадобится ослабить натяжной винт и боковые гайки, после этого можно вращать винт. С наращиванием натяжения цепь нужно проворачивать вперед, чтобы проверить плавность хода, устранить люфт шарниров.

Все работы выполнять, убедившись, что электропила отключена от сети.

Шина или пильная гарнитура.

Шину нужно чистить! В пазе шины скапливаются опилки с маслом. На шине нужно чистить смазочное отверстие! Забилось смазочное отверстие – нет смазки! Всё это приведет к перегреву и износу пильного аппарата.

Чтобы проверить достаточно или смазки или нет, необходимо сделать следующее. Подойти к светлой поверхности, завести пилу, дать полные обороты, «нос» шины поднести к той самой поверхности 2-3 см на поверхности должен остаться масленый след, что будет говорить — смазки достаточно.

Из-за естественного износа шины на ней могут появляться заусенцы.

Нужно убирать заусенцы с шины напильником, если этого не делать шина будет изнашиваться интенсивней.

Для равномерного износа рельс шины ее необходимо переворачивать! Первый день работаем на одной стороне, второй день на другой.

Не нужно газовать подавая то высокие обороты, то низкие, это может привести к поджиганию чашки сцепления ведущей звёздочки и самого сцепления.

Пилить нужно на стабильных максимальных оборотах!

Особенности ручной и механизированной заточки

Затупление режущих кромок пильной цепи проявляется:

  • заметным снижением производительности;
  • выбросом мелкой стружки;
  • появлением характерного запаха горелой древесины.

Для восстановления режущих свойств цепей используется несколько видов заточных приспособлений.

В самом простом варианте — это закрепляемый на шине держатель в комплекте с набором специальных напильников, в другом — заточный станок с силовым приводом. Обе технологии имеют собственные преимущества и недостатки.

Малопроизводительная и затратная по времени ручная заточка цепи способствует сохранению ее ресурса. Механизированный способ обеспечивает хорошую производительность, но отсутствие индивидуального подхода к каждому режущему звену цепи отрицательно сказывается на ее долговечности.

Боковое устройство натяжения цепи

Рассмотрим пошаговую инструкцию монтажа при боковом устройстве натяжения цепи.

  • Как и в случае с устройством быстрого натяжения, первый шаг – это подготовка рабочей поверхности, на которую выкладываем блок, комбинированный ключ, шину и цепь.
  • Приводим двигательный блок в положение вертикально и комбинированным ключом откручиваем гайки. Теперь можно снять крышку цепной звездочки.
  • Проворачиваем натяжное приспособление для цепи влево, чтобы натяжной элемент соприкоснулся с углублением в корпусе.
  • Далее, как и при монтаже с устройством быстрого натяжения, осторожно накладываем цепь на шину. Начинаем процесс от вершины шины. Важно следить за правильностью направления цепи. Необходимым условием остается наличие перчаток для защиты при работе с острыми резцами цепи.
  • Поворачиваем цепь так, чтобы шина полностью была на цепи.
  • Повторно проверяем точность местоположения и направленность движения цепи. Резец, расположенный на верхушке шины должен быть обращен вперед.
  • Цепь в сборке с шиной надеваем на звездочку. В процессе направляющая шина надвигается на болт с буртиком.
  • Надеваем крышку на двигательный блок и затягиваем гайки. Теперь цепь с шиной жестко закреплены и есть возможность откорректировать цепное натяжение.
  • В случае если цепь натянута слабо и провисает, то ее звенья не будут находиться в канавке шины.
  • Далее проворачиваем зажимной винт цепи до такой степени, чтобы цепь провисала совершенно немного, а звенья располагались в канавке шины.
  • Вершину шины приподнимаем вверх и еще слегка прикручиваем винт. Звенья цепи должны полностью войти в канавку.
  • Комбинированным ключом затягиваем гайки.
  • Повторно проверяем нахождение цепи в канавке. И проверяем, чтобы не было провисания.
  • Далее проверяем, не перетянута ли у нас цепь. Для этого отпускаем цепной тормоз, оттягиваем цепь по линии движения (при этом не забываем о защитных перчатках). Если же цепь не движется, то надо снова отвернуть гайки и повторить вышеописанные манипуляции.
  • Можно активизировать цепной тормоз и начинать работу бензопилы.




Как правильно натянуть цепь на бензопиле?

Установка цепи на бензопилу может показаться новичкам довольно сложным занятием. Однако бояться не стоит, ведь правильно одеть цепь на бензопилу сможет каждый. В первую очередь нужно запомнить, что поставить цепь на бензопилу, которой вы только что закончили спиливать деревья, не получиться. В таком случае пильный элемент будет сжиматься, что приведет к стягиванию и деформации шины. Лучше всего устанавливать цепь на холодную бензопилу. При этом нужно придерживаться определенного порядка действий:

  1. Перед тем, как установить цепь на бензопилу следует убедиться в том, что инструмент выключен, и он не заведется самовольно;
  2. После этого необходимо снять защитную пластиковую крышку сбоку бензопилы и раскрутить болты;
  3. Далее необходимо определиться с тем, какой стороной ставить цепь на бензопилу. Пильный элемент должен быть установлен так, чтобы расположенный на верхушке шины резец был направлен в сторону движения цепи;
  4. Затем наденьте защитные перчатки, закрепите шину на бензопиле и начните вращать цепь по шине;
  5. Если цепь провисает, то выполняется натяжка цепи на бензопиле. Чтобы подтянуть пильный элемент необходимо задействовать натяжитель, который расположен в правой части под защитной накладкой. Чаще всего этот механизм имеет форму обычного болта;
  6. Далее немного открутите боковые метизы, которые используются для крепления шины;
  7. Регулировочным винтом подберите оптимальное натяжение. Сделав это, вкрутите метизы до конца. После этого установите на место защитную накладку.

Толщина хвостовика ведущего звена

Наряду с шагом и количеством звеньев, которые определяют длину, есть такой параметр, как толщина цепи. Она также очень важна, потому что соответствие пары «шина — цепь» должно строго коррелироваться. Если хвостовик будет слишком толстым, он будет заклинивать в пазу шины либо вообще туда не поместится. Слишком тонкая цепь будет свободно вибрировать в пазу. Это увеличит риск соскакивания и травматизма. Пытаясь компенсировать колебания, неопытный пользователь перетянет цепь, что приведёт к ускоренному износу пильной гарнитуры.

Легче всего измерить хвостовик штангенциркулем. Однако делать это нужно лишь на мало работавшей цепи — сильно потрёпанные экземпляры вырабатываются и стачиваются, и значение может быть снято неверно. Лучше залезть в интернет и почитать характеристики или проконсультироваться в магазине.

Толщина ведущего звена также давно стандартизирована и представлена следующими значениями