Работа гравером по дереву и другим материалам: видео, выбор гравера и уход за ним

Работа гравером по дереву и другим материалам: видео, выбор гравера и уход за ним

Работа гравером – это увлекательная процедура, с помощью которой можно создавать на поверхности обрабатываемого изделия разнообразные узоры и надписи, осуществлять шлифовку и полировку мелких деталей, а также решать целый перечень других задач. Чтобы результаты работы гравером, в качестве которого может быть использована типовая бормашина, были качественными, необходимо не только понимать, зачем он нужен, но и знать все нюансы использования такого оборудования.

Гравер позволяет работать не только с деревом, но и с другими материалами

Конструкция и принцип работы ручного гравера

Принцип работы бормашинки до невозможности прост: двигатель приводит в движение вал, на котором закреплен патрон. Патрон в свою очередь вращает рабочую насадку, которая обрабатывает материал. Мощность двигателя у гравера невелика, поэтому он может лишь вращать вал — ударного режима, как в дрели или мощном шуруповерте здесь нет.

Гравер оснащен коллекторным двигателем, угольные щетки которого необходимо время от времени менять (в зависимости от износа). Патрон может работать со всеми типами насадок для бормашинок, а также некоторыми сверлами для дрели (сверла от «6» и выше не возьмет). Учитывая, что такое устройство должно выполнять тонкие и высокоточные работы, практически в каждой модели предусмотрена регулировка скорости вращения вала.

Функционал и применение

Гравер предназначен для работы, которую аккуратно выполнить стандартным инструментом трудно или невозможно. Это универсальное устройство. С его помощью можно сверлить мелкие отверстия, обтачивать и шлифовать миниатюрные детали, обрабатывать поверхности в труднодоступных местах, делать гравировки и использовать в качестве мини болгарки.

Электрический гравер — незаменимый инструмент в различных сферах:

  • ювелирное дело: гравировка и обработка ювелирных изделий;
  • индустрия красоты: специальными граверами пользуются мастера маникюра;
  • медицина: бормашина в стоматологии, приспособления в операционных;
  • хобби: радиолюбительство, масштабное моделирование и изготовление различных поделок;
  • домашнее хозяйство: от мелкого ремонта «на коленке» до работы в гараже.

И это далеко не весь список.

В настоящее время существует большое количество различных станков и оборудования, позволяющих выполнять гравировку. Для нанесения гравировки используются различные технологические решения и методы. Для того чтобы Вы могли представить разновидности гравировки мы подготовили этот материал.

Поскольку в литературе не обнаружено классификации видов гравировки, в этом материале мы провели ее.

Все замечания принимаются. Комментарии можно оставить внизу страницы.

Что такое гравировка?

Гравировка гравировки, мн. нет, ж. (спец.). Действие по глаг. гравировать.( Толковый словарь Ушакова)

Гравировка (от фр. graver — вырезывать).

1) Занятие гравера.
2) штрихи на гравюре. (Источник: «Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка». Чудинов А.Н., 1910) от франц. graver, вырезывать.
а) Занятие гравера.
b) Штрихи на гравюре. (Источник: «Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней». Михельсон А.Д., 1865)

Гравировка ж. 1) а) Техника нанесения изображения, орнамента, надписи и т.п. на поверхность твердых материалов. б) Изображение, орнамент, надпись и т.п., выполненные таким способом. 2) разг. То же, что: гравирование. (Толковый словарь Ефремовой)

Гравировка Создание или корректирование изображения на формном материале ручным или механическим путем при помощи резца, штихеля и пр. Используется при изготовлении печатных форм для способа металлографии.(Полиграфический словарь)

Гравировка (от фр. graver — вырезывать). 1) Занятие гравера. 2) штрихи на гравюре. (Источник: «Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка». Чудинов А.Н., 1910)

Гравировка от франц. graver, вырезывать. а) Занятие гравера. b) Штрихи на гравюре. (Источник: «Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней». Михельсон А.Д., 1865)

Методы гравировки

1. Ручная гравировка — штихелем

2. Механизированная гравировка без удаления металла. Гравировка с применением гравировального оборудования, станков

2.2. Алмазная гравировка (гравировка стальным гравером) на станках с числовым программным управлением. Глубина гравировки от 10 мкм до 100мкм. Глубина гравировки определяется силой давления гравера на материал, углом заточки гравера, твердостью материала, количеством проходов гравера.

При алмазной гравировке образуется углубление в металле, которое соответствует углу заточки инструмента. Алмазный или стальной гравер с равной скоростью и равным нажимом перемещается по поверхности материала, оставляя за собой канавку. При этом виде гравировки металл не удаляется. При достаточной жесткости станка образуется ровное гладкое углубление в металле — так называемая «алмазная грань».

Алмазная гравировка на стали с эффектом гильоширования

Пример ювелирного изделия с алмазной гравировкой

2.3 Растровая гравировка (фотогравировка) — разновидность гравировки при котором изображение гравируется точками — растром. Для нанесения растровой гравировки (фотогравировки) могут использоваться гравировальные станки:

Ювелирные гравировальные станки Magic 5/50, Magic 20, Magic 7/70. Гравировка растровых изображений производится алмазным гравером. Глубина гравировки от 10мкм до 120мкм. Глубина гравировки зависит от твердости/мягкости металла, угла заточки гравера, давления гравера на металл

Пример растровой гравировки сделанной на станке Magic

Ударные фотопринтеры по металлу Roland MPX 70 Roland MPX 90 — В этих принтерах электромагнитная головка с закрепленной алмазной иглой перемещается с помощью ЧПУ и шаговых двигателей. Каждое наносимое алмазом углубление в металле соответствует по глубине градиенту цвета точки растрового изображения. Черный цвет — нет точки. Белый цвет — самая глубокая точка. За счет малого размера алмазного гравера, точки в металле получаются настолько малого диаметра, что их возможно нанести с разрешение до 525 dpi. При фотогравировке ударным способом получаются реалистичные фотографии на металле. Глубина гравировки при этом способе от 10мкм до 70 мкм — ограничивается слабой силой удара гравера по металлу.

Пример фотогравировки на станке Roland MPX 70

3. Механизированная гравировка с удалением металла

3.1. Ручная гравировка бормашиной. Металл удаляется бормашиной в которой закреплен инструмент — фреза, гравер и т.п.

3.2 Гравировка на станка с ЧПУ с помощью резца — Гильош. При таком виде гравировки металл удаляется заточенным резцом. Глубина от 10мкм до 1-1,5мм. Для гравировки резцом требуются жесткая станина станка, чтобы избежать биения резца

4. Фрезерование

4.1. Фрезерование на фрезерно-гравировальных станках с ЧПУ. При фрезеровании используются фрезы или конические граверы, которые вращаются с частотой 5000-30000 об/мин и удаляют металл. Глубина гравировки фрезерованием может быть любая — ограничивается длиной режущей части гравера или фрезы.

Пример гравировки выполненной фрезерованием на станке Magic.

Комбинирование фрезерования и алмазной гравировки позволяет изготавливать ювелирные изделия различной сложности и изысканного дизайна

5. Лазерная гравировка Выжигание

Для лазерной гравировки используются лазерные граверы или лазерные маркеры. Для лазерной гравировки по НЕметаллическим изделиям используются газовые CO2 лазеры.

Для гравировки по металлическим и неметаллическим изделиям используют волоконные лазеры. При лазерной гравировке на металле остается

Лазерный луч при воздействии на материал в точке фокусировки разогревает материал до температуры горения или испарения. Лазерный луч генерируется с определенной частотой, поэтому лазеры делают растровую гравировку. Чем чаще располагаются точки от воздействия лазера, тем выше разрешение гравировки. Также разрешение лазерной гравировки зависит от диаметра пятна контакта лазера с материалом (диаметром луча лазера)

Макро-фотосъемка лазерной гравировки

Лазерные граверы делают гравировку в основном на плоских изделиях или при наличии ротационной оси, то на цилиндрических изделиях.

Чтобы работа была выполнена идеально необходимо правильно подбирать насадки для каждой отдельной операции. Кроме того, качество расходников сильно влияет на конечный результат.

Для повышения точности рабочее место можно оборудовать специальными приспособлениями для крепления гравера. Использование гибкого вала делает работу удобной и позволяет выполнять всё максимально качественно и аккуратно. Различные ограничители и направляющие приспособления значительно облегчают обработку, повышая функциональность и точность.

Получаете консультацию по телефону

Приезжаете к нам в мастерскую

Согласовываем макет для гравировки

Приступаем к выполнению заказа

Забираете готовое изделие

Адрес, где можно сделать ручную гравировку

Адрес: г. Москва, Новая площадь д.8 с.1.

Металлические чертилки

Снабженные прочным победитовым наконечником, эти инструменты широко используются мастерами в тех ситуациях, когда необходимо нанести разметку на поверхность камня или получить более углубленные ровные узоры и линии. Чаще всего художники относят чертилки к вспомогательным, но все же необходимым в гравировочном деле, инструментам. К примеру, эти приспособления получили широкую востребованность у профессионалов при нанесении узоров на памятники. С помощью чертилок у мастеров получается точная и детализированная прорисовка волос на портретах усопших. Изготавливаются инструменты из твердосплавных материалов.

Что необходимо для гравировки

Для ручной гравировки в домашних условиях понадобятся следующие инструменты и материалы:

  • Штихель.
  • Металлическая заготовка.
  • Тиски либо аналогичное приспособление для удержания заготовки в неподвижном состоянии.

Заготовка для нанесения рисунка может быть использована из любого металла, но для начинающих мастеров лучше использовать алюминий или медь.

Штихель представляет собой стержень длиной до 120 мм. Один конец этого инструмента срезан под углом и заточен, другой — установлен в ручку из дерева или пластмассы.

Штихель может быть разной формы, а также отличаться по ширине рабочей поверхности. При отсутствии данного инструмента его можно изготовить самостоятельно при наличии подходящих для этой цели материалов.

Самостоятельное изготовление штихеля

Для изготовления штихеля необходимо использовать инструментальную сталь. Отлично подходит для этой цели металл, который используется в рессорах и шарикоподшипниках. Можно для изготовления режущей поверхности, применить старые напильники и надфили, а также различные фрезы, которые необходимо разрезать на тонкие полосы.

Идеальным материалом для изготовления штихеля для гравировки является сталь марки Р18. Из старых кругов для циркулярных пил можно изготовить большое количество заготовок для производства штихелей в домашних условиях. Далее рабочая часть заготовки затачивается под углом, который позволит сделать на металлической поверхности выемку определённой ширины.

Ручка штихеля изготовляется из древесины твёрдых пород, и должна быть такой ширины, чтобы мастеру удобно было держать инструмент в руке. Рекомендуемая длина этой части штихеля обычно составляет 50 мм.

Ручка в форме гриба, является наиболее подходящей для изготовления этого инструмента, но можно поэкспериментировать и изготовить несколько различных вариантов, и уже в процессе работы выбрать наиболее подходящий вариант.

Подготовка заготовки

Прежде всего следует выбрать заготовку на которой и будет отображаться рисунок. Подобранное изделие должно быть без ржавчины и сколов. Для подготовки поверхности потребуется:

  • Наждачная бумага P400.
  • Паста ГОИ №1 или №2

Вначале заготовка полируется с помощью наждачной бумаги. Затем производится финишная полировка с помощью пасты ГОИ.

Чтобы исключить повреждение поверхности, при проведении полировочных работ пастой ГОИ, рекомендуется использовать данное средство только №1 или №2.

Также следует произвести, перед финишной полировкой этим средством, следующие действия:

  1. Подготовить фланелевую ткань и смочить её уайт-спиритом
  2. Насыпать на смоченную ткань пасту ГОИ.
  3. Протереть тканью ненужный участок металла для извлечения крупных кусочков, которые могут поцарапать поверхность.

После такой подготовки, равномерными круговыми движения производится полировка заготовки. После окончания полировочных мероприятий, металлический предмет необходимо ополоснуть в керосине и высушить при комнатной температуре.

Процесс нанесения гравировки на металл

Если гравировка металлической поверхности осуществляется впервые, то прежде чем приступить к нанесению основного рисунка, рекомендуется потренироваться на ненужном куске металла.

Идеальным вариантом для таких тренировок, является использование медной пластины. Кусок меди следует надёжно закрепить на деревянной доске с помощью саморезов с широкими шляпками. Когда заготовка будет закреплена, доску укладывают на стол, включают, при необходимости, дополнительное освещение, зажимают режущий инструмент в правой руке, и делают ровную насечку на металлической поверхности.

Чтобы при выполнении ровной линии рука не соскользнула, на поверхности металлической пластины большие пальцы левой и правой руки должны быть соединены и касаться пластины в месте выполнения рисунка. Указательный палец правой руки, в это время, ложится на резец инструмента, и полностью контролирует процесс нанесения линий. Рекомендуется вначале обучения сделать несколько прямых параллельных полос на заготовке. Когда ровные участки будут получаться хорошо, можно перейти к выполнению полукруглых линий.

Когда рука уже будет немного набита можно приступать к гравировке рисунка на заготовке. Для проведения данной работы металлический предмет также необходимо надёжно зафиксировать. Для этой цели следует изготовить приспособление аналогичное вышеописанному механизму фиксатора на саморезах.

Для гравировки простых фигур, инициалов и других несложных изображений, можно приступать сразу после закрепления металлического предмета. Если необходимо выполнить сложный рисунок, рекомендуется вначале перенести изображение на заготовку.

Перенос сложного изображения на металл

Оригинальный способ переноса изображения на металлическое основание осуществляется в такой последовательности:

  1. На поверхность обрабатываемого металла наносится лак.
  2. Мягким графитовым карандашом на плёнке из полиэстера рисуется изображение, которое будет выгравировано на заготовке.
  3. Рисунок накрывается скотчем, прижимается по всей площади к плёнке и аккуратно снимается с неё. При этом на липкой поверхности скотча останется изображение нарисованное ранее.
  4. Когда лак подсохнет, скотч прикрепляется на поверхность металла, проглаживается валиком или другим мягким предметом, а затем снимается.

После правильного выполнения описанных действий на изделии останется рисунок, по которому можно будет выполнить гравировку.

Другие способы гравировки

Кроме ручного способа гравировки в домашних условиях можно осуществить следующие методы рельефного изменения металлической поверхности:

  1. Химическая гравировка — метод легко выполнить дома даже при наличии обычной поваренной соли и зарядного устройства для телефона.
  2. Использование бормашины — способ отлично подходит для домашнего использования. Принцип удаления металла этим методом аналогичен ручной гравировке, но вместо штихеля используется бормашина или аналогичное приспособление с вращающимся тонким сверлом.
  3. Лазерная гравировка — является самым совершенным способом нанесения рисунка на металлическую поверхность, но оборудования для такого вида работ будет стоить слишком дорого. Применение данного метода гравировки оправдано только в том случае, когда увлечение по нанесению рисунков на металл становится профессией и приносит постоянный доход.

Заключение

Как сделать гравировку на металле и какой осваивать метод для выполнения этого вида работ, каждый должен решать сам. Для начала рекомендуется приобрести профессиональный инструмент для ручной работы. Поработав некоторое время с ручным инструментом можно переходить к освоению оборудования, которое позволит значительно ускорить процесс выполнение гравировки.

Инструмент для гравировки по металлу рекомендуется приобретать только в специализированных магазинах. При самостоятельном изготовлении штихелей следует обращать внимание на режущую поверхность инструмента, которая должна быть идеально заточенной. Недостаточно острый со сбитыми углами штихель не позволит выполнить правильную выемку металла. При работе с инструментом также необходимо проявлять осторожность, иначе можно серьёзно пораниться. Если такая неприятность уже произошла, то следует дезинфицировать и перебинтовать рану.

Соблюдая меры предосторожности и пользуясь качественным инструментом можно создавать в домашних условиях настоящее шедевры ручной работы, которые можно использовать не только в личных целях, но реализовывать на специальных онлайн-аукционах по продаже вещей ручной работы.

Особенности гравировки. Какая лучше: ручная, лазерная или ударным станком

Ручная гравировка. Художник, вручную, с помощью специального инструмента на каменной плите может создать уникальные, эксклюзивные композиции. Изображения и надписи, выполненные таким способом, считаются наиболее долговечными. Они долго сохраняют безупречный вид, яркость и четкость. Проникая глубже в камень, используя разные техники, мастер легко может передать объемность и глубину изображения. К преимуществам данного метода специалисты относят:

— получение высокого качества портрета даже при размытом исходном фото;

— выполнение работ (корректировки надписей) непосредственно на кладбище, без демонтажа памятника.

Но есть и минусы: Главный минус гравировки ручным способом — это сходство портрета. Художник — не машина, как он видит фотографию, так и рисует. Не зная мимики или какой-либо особой черты лица умершего человека — тяжело нарисовать точную копию. Будет небольшая рисованность фотографии. Художники-граверы в компании iGranit.ru — с большим опытом работы — более 10 лет! Через руки наших художников — прошли сотни заказов. Ни одного плохого отзыва!

Лазерная гравировка

Лазерная гравировка наиболее востребована и популярна. Компьютерные технологии позволили снизить стоимость работ, сократить срок их исполнения. Однако для нанесения изображения мастеру необходимо фото высокого качества. Перед началом работ обязательно создается эскиз, при необходимости выполняется ретушь портрета. Надписи и портрет наносятся на камень станком с высокотемпературным излучателем. К достоинствам относят:

— быстрые сроки изготовления;

— высокое качество и максимальное сходство с оригиналом;

— большой выбор шрифтов для надписей.

Минусов для данной технологии гравировки — нет. Так как самое главное это сходство портрета, а здесь — оно максимальное!

Ударный станок

Ударный гравировальный станок позволяет наносить рисунок путем нанесения специальной иглой микросколов на поверхности камня. Различная плотность ударов иглы и глубина помогает передать все нюансы и полутона изображения. Однако период нанесения изображений дольше, чем на лазерном станке. Можно наносить любые шрифты, портреты. Преимущество данного типа нанесения, как и у лазерного станка — максимальное сходство портрета. Но глубина пробивки у ударного станка больше, чем у лазерного!

Пескоструйное нанесение

Пескоструйная технология позволяет наносить долговечные надписи на каменную плиту. Для этого мастер, используя современное оборудование, наносит трафарет изображения на плотную пленку. После в специальной камере через нее под давлением сжатого воздуха песком наносится нужное изображение. Такой способ часто применяют для нанесения надписей на цветном граните, так как обычной гравировки на цветном камне — будет не видно! Минусы пескоструйного нанесения : портрет выбить нельзя, а только надписи и то, с ограниченным количеством шрифтов. Плюсы : большая глубина пробивки.

Скарпель или фрезеровка

По-настоящему эксклюзивные надписи можно сделать с применением данной технологии. Стандартная глубина букв достигает до 5 мм. Буквы и цифры получаются объемными и красивыми. Можно покрыть сусальным золотом. Одно из самых долговечных способом нанесения — такие надписи продержатся столетия.