Возможные проблемы при эксплуатации отопительных систем: завоздушивание

Возможные проблемы при эксплуатации отопительных систем: завоздушивание

Опубликовано 23 февраля 2015 в 23:43

Теплоснабжение дома является достаточно сложной системой, требующей не только внимательности при проектировании, выборе оборудования и монтаже, но и постоянного ухода в процессе эксплуатации. Но даже при соблюдении всех нормативных требований и рекомендаций по созданию и обслуживанию в любых схемах возможно возникновение проблем различной природы, требующих своевременного их устранения. И одной из наиболее распространенных можно назвать завоздушивание системы отопления.

Появление и наличие воздуха приводит к нарушению циркуляции теплоносителя в трубопроводах, что существенно снижает эффективность схемы, а в ряде случаев может привести к серьезным авариям.

  • если теплоноситель содержит воздух, появляется характерный шум в трубопроводах, который влияет на уровень комфортного проживания в домах;
  • при движении такой воды могут возникать вибрации различной интенсивности, со временем ухудшающие герметичность любых соединений;
  • присутствие воздуха в теплоносителе способствует развитию коррозионных процессов металлических труб и деталей, что снижает срок их надежной работы;
  • в результате возникновения воздушной пробки в системе отопления радиаторы остаются холодными, а расход топлива при этом увеличивается и т.д.

Обстоятельства появления

Что такое воздушное пространство в системе отопления — не понаслышке известно чуть ли не каждому из нас. Особенно довольно часто с аналогичной проблемой сталкиваются обитатели муниципальных квартир, подключенных к отоплению . Симптомы аналогичной обстановке налицо: неравномерно нагретые радиаторы, отсутствие теплоносителя в части комнат либо квартир и без того потом.

Рассмотрим основные обстоятельства завоздушивания системы отопления:

  • плановые профилактические либо аварийные работы, в ходе которых проводилась разборка трубопроводов, подающих теплоноситель, или замена радиаторов (в этом случае воздушное пространство неизбежно попадает вовнутрь системы);

  • воздушная пробка в системе отопления может появиться благодаря неправильного монтажа труб (не соблюден предусмотренный правилами уклон по направлению к отопительному котлу);
  • низкое давление жидкости в сети, почему воздушное пространство заполняет образующиеся в радиаторах и других элементах сети обогрева пустоты;
  • при нагревании теплоносителя в системе отопления воздушное пространство, растворенный в воде, выделяется и мешает обычному прохождению жидкости по трубам и радиаторам обогрева;
  • стремительное заполнение отопительной сети теплоносителем перед ее запуском в эксплуатацию (воду нужно заливать медлительно, дабы клапан для сброса воздуха из системы отопления имел возможность сработать подобающим образом и не допустить завоздушивание);
  • нехорошая герметизация соединений трубопроводов и мест стыка труб с радиаторами (довольно часто течь в этих местах так мелка, что не завлекает к себе внимание, но как раз из-за таких недостатков образуются пробки);

  • неверная работа особых устройств, осуществляющих сброс воздуха, накопившегося в трубах;
  • подключение систем подогрева полов к неспециализированной сети отопления, , если трубы этих инженерных систем расположены на различных уровнях.

Обратите внимание! Удаление воздуха из системы отопления должно производиться сразу же по окончании того, как были обнаружены показатели завоздушивания. Оттягивание решения этого вопроса может привести к более важным последствиям: коррозии радиаторов отопления, разрыву трубопроводов, выходу из строя насосов либо котла и без того потом.

Методы удаления воздуха

Существуют системы отопления с принудительной и естественной циркуляцией теплоносителя. В первом случае жидкость течёт с помощью циркуляционного насоса, а во втором благодаря определённому наклону труб и давлению в них.

Системы с естественной циркуляцией

Для вывода воздуха из системы этого типа используется расширительный бачок. Он устанавливается в наивысшей её точке. Большая часть воздуха самостоятельно выводится через него при нагреве теплоносителя. Если же воздушные пробки всё равно остались, то многие специалисты рекомендуют увеличить количество жидкости в системе, открыв при этом воздухоотводчики. Тем самым теплоноситель сам вытеснит движением и давлением воздух из сети.

Системы с принудительной циркуляцией

В системах с циркуляционным насосом трубы и радиаторы расположены ровно и без уклона. Для вывода из них воздуха используются воздухоотводчики. Их всегда монтируют на перегибах и в наивысших её точках, так как именно там и происходит скопление газов.

Заливать теплоноситель в систему нужно медленно, так как из-за быстрого наполнения образуются пузырьки с воздухом. Одновременно с этим нужно удалять воздух из радиаторов и других элементов. Чем протяжённее система, тем дольше её заполняют теплоносителем. Если к сети отопления подключен тёплый пол, то установка воздухоотводчиков обязательна, так как часто трубы расположены на разной высоте. Также нужно постоянно следить за количеством теплоносителя в системе, чтобы исключить возможность попадания в неё воздуха.

Из-за чего воздух попадает в систему отопления

Причины завоздушивания системы отопления могут быть самыми разнообразными, но наиболее частые причины это:

  • Ремонтные работы на стояках, при которых система разгерметизировалась;
  • Полный дренаж воды из системы отопления;
  • Нарушение целостности системы.

В ходе летних планово-предупредительных ремонтов выполняются различные работы:

  • Замены отопительных приборов;
  • Замены стояков и запорных механизмов.

Эти работы приводят к разгерметизации систем отопления, в результате чего в неё попадает воздух. Воздух в системе опасен не только написанными чуть выше причинами, в дополнение ко всему кислород, содержащийся в воздушной смеси, способствует ускоренному износу самой системы в результате коррозии.

В системе отопления воздух может также появляться из-за дренажа воды из первой.

Выполняют дренаж в разных целях:

  • Ремонтных;
  • Промывках;
  • Опресовках и пр.

Воздушная пробка в системе отопления также может возникнуть из-за деформации и нарушения целостности системы. В таком случае через деформированный участок трубопровода может происходить завоздушивание.

Свищ на трубопроводе отопления

Но это только в случае индивидуального отопления без автоматической подпитки системы. Если в таком случае отопление централизованное, то будет свищ и подтопление.

Борьба с завоздушиванием

Как удалить воздух из системы отопления – это очень популярный вопрос владельцев частных домов и жителей верхних этажей.

Жильцы многоэтажных домов, которые проживают на последних верхних этажах, очень сильно страдают из-за воздуха в системе. Объясняется это тем, что в системе отопления воздух скапливается вверху, потому что, он легче воды.

Но как бороться жильцам с этой проблемой? Конструкторы продумали решение этого вопроса и на последних этажах каждого стояка запроектировали клапан для сброса воздуха из системы отопления.

Последний является свежей заменой старому крану Маевского, который вы можете увидеть на фото внизу и на видео в интернете.

Борьба с завоздушиванием в частных домах сводиться к установке одного механизма – этот механизм сепаратор воздуха для отопления.

Кран Маевского

Такое решение, направленное на сброс воздуха можно встретить во всех жилых многоквартирных домах старого образца.

В таких домах принималась к установке система отопления с нижней разводкой, которая подключалась к тепловой сети с помощью элеватора.

В ходе эксплуатации такой системы выявился один существенный недостаток – завоздушивание верхних потребителей. Такая проблема вела к нарушению циркуляции всей системы отопления здания и как итог — жильцы получали некачественное отопление.

Для решения этой проблемы были разработаны механизмы как развоздушить систему. Был применен кран, получивший фамилию человека нашедшего решение этой проблемы – господина Маевского.

Такой кран можно поставить на любой отопительный радиатор. С торца батареи коллекторы имеют глухие концы. Концы заглушиваются футорками.

Вместо одной верхней футорки было принято решение поставить кран Маевского. Получается, что кран устанавливался в самой верхней точке всей системы отопления.

Применение такого крана дало быстрый и положительный результат. Люди самостоятельно могли стравливать воздух и тем самым стравить воздух своими руками. Инструкция по установке находится в свободном доступе во всемирной паутине, и вы самостоятельно можете ознакомиться с этой информацией.

Совет. Не стоит сильно затягивать резьбу на кране Маевского, так как вы можете её сорвать.

Недостатком такого процесса удаления воздуха является надобность личного удаления воздуха каждого жильца. Чтобы этого избежать применяют на практике патрубки с запорной арматурой, которые устанавливают в верхних точках системы (на техэтажах).

Такое решение позволяет обслуживающему персоналу самостоятельно стравливать воздух и не обременять этой обязанностью жильцов.

Сепаратор воздуха

Сепараторы воздуха – это ещё один ответ на вопрос «как убрать воздух из системы отопления»?

Разница между краном Маевским и таким сепаратором заключается в том, что первый удаляет воздушные скопления с высших точек, а второй убирает воздух, который растворился в воде.

Сепаратор производит отбор воздуха, конвертацию его в пузыри, а далее удаляет. Это главные отличия.

Очень часто такие воздушные сепараторы выпускают вместе с сепараторами шлама, в одном корпусе. Сепаратор шлама выполняет улавливание различных примесей: песка, ржавчины и прочих. Такой симбиоз воздухо- и шламауловителя может сэкономить место при монтаже.

Стоит заметить, что потребность в сепараторах воздуха увеличивает с размером системы отопления. Если в маленьких отопительных системах спуск воздуха из системы отопления

можно произвести вручную, удалив воздух и прочие примеси, то в большой системе это становится сделать проблематично.

Автоматический воздухоотводчик

Это очень полезный механизм, который позволяет своему владельцу не думать, как выгнать воздух из системы отопления. Он все сделает сам.

Рассмотрим, как он работает благодаря фото с его строением чуть ниже.

  1. Теплоноситель попадает в корпус, где находится пластмассовый поплавок;
  2. Поплавок благодаря флажку давит на шток, который подпружинен;
  3. Доступ воздуха к атмосфере открыт, и он может выйти;
  4. Корпус заполняется водой, и поплавок давит на шток и перекрывает отверстие для выхода воздуха.

Отметим, что именно по этому типу устроена работа всех воздухоотводчиков.

Строение автоматического воздухоотводчика

Такой механизм довольно надежный и долговечный, но и у него бывают поломки.

Основные причины выхода из строя:

  • Закоксовывание иглы. Это происходит из-за плохого качества теплоносителя. В итоге на игле образовываются соли жесткости, и она начинает подтекать и плохо закрывать. Эта проблема легко решается: откручивается крышка, очищается иголка и кулисный механизм;
  • Уплотнительное кольцо приходит в негодность. В таком случае теплоноситель начинает капать из-под крышки. При таком варианте может помочь замена прокладки или наматывание пакли на резьбу.

Причины попадания воздуха в систему

Таких причин три:

  1. Разгерметизация стояков при их ремонте. Очень часто в летний период все отопительные службы начинают проводить профилактику систем отопления и их ремонт. Обычно меняются трубы, запорная арматура, радиаторы и так далее.
  2. Слив теплоносителя. Опять-таки это касается ремонтных работ. Но чаще всего воздух попадает внутрь системы во время процесса продувки и опрессовки.
  3. Нарушение целостности контуров. Деформация контуров, особенно трубной части, дает эффект попадания воздуха внутрь.

Автомобиль и конфликт воздуха с водой

Завоздушивание системы отопления автомобиля является частой и неприятной проблемой, которая имеет ряд причин. Охладительная система отопления защищает двигатель от перегрева. Обычный, казалось бы, перегрев может привести к тому, что придется делать и ремонт двигателя.

Так почему воздушит систему отопления автомобиля? Всему виной радиатор, который является важной и обязательной деталью. Один радиатор служит для охлаждения, второй – для обогрева. Основная проблема поломки радиатора в неисправности термостата. Проявляется неисправность присутствием горячего воздуха, при котором сам радиатор остается холодным. Решение проблемы – замена термостата.

Вторая проблема заключается в плохом охлаждении жидкости. Уровень тосола должен быть ниже заливной горловины. Самая частая проблема заключается в отсутствии герметичности магистралей, которые подводят жидкость к помпе.

Причины появления воздуха в системе отопления

Поскольку все трубопроводы и радиаторы герметичные, возникает логичный вопрос – откуда в системе отопления воздух?

Однозначно ответить сложно даже в каждом конкретном случае, потому что причины завоздушивания системы отопления следующие:

  1. Неправильный уклон обратного трубопровода. Этот уклон нужен для естественного тока теплоносителя в сторону котельной или нагревательного котла. При недостаточном токе в системе понижается давление и накапливается воздух.
  2. Воздух в системе может появляться из-за ее неправильного заполнения теплоносителем.
  3. Воздушные массы могут попадать в отопительный контур через негерметичные соединения различных участков трубопроводов и составляющих элементов.
  4. Отсутствие кранов Маевского или клапанов для стравливания воздуха приводит к некорректной работе всей системы и ее завоздушиванию.
  5. В ходе проведения любых ремонтных работ в отопительный контур будет попадать воздух.
  6. Использование некачественной воды, которая содержит много кислорода, также является распространенной причиной этой проблемы. При ее нагревании газ выделяется и собирается в виде воздушных пузырей.
  7. Попадание воздуха в контур может происходить через поврежденные коррозией участки трубопроводов и радиаторов.
  8. Полный слив теплоносителя из контура также является причиной завоздушивания.

Как воздух влияет на работу системы?

Если в системе отопления воздух, то это в первую очередь сказывается на нормальной циркуляции теплоносителя. Нагретая жидкость не может перемещаться по контуру и отдавать тепло радиаторам, которые в свою очередь не будут нагревать помещение или могут делать это в недостаточной степени.

Завоздушивание системы сказывается на всей ее работе, вызывая следующие негативные явления:

  • В контуре и батареях появляются шумы при циркуляции теплоносителя. Кроме этого, трубы могут вибрировать, вызывая быстрый износ элементов на участках стыковки и ослабляя сварные соединения.
  • Своевременный спуск воздуха из системы отопления важен и по той причине, что воздушные пробки препятствуют циркуляции теплоносителя через отдельные радиаторы. В некоторых случаях это может привести к замерзанию системы.
  • Воздух в контуре ухудшает циркуляцию теплового носителя, что способствует перерасходу топлива котлом.
  • Кислород в системе отопления вызывает коррозию металлических элементов. В итоге срок службы оборудования уменьшается, а некоторые агрегаты могут преждевременно выходить из строя.

Неправильное функционирование и снижение эффективности отопительной системы вследствие её завоздушивания сопровождается характерными признаками:

  • слишком шумным перемещением теплоносителя по трубам и радиаторам;
  • вибрацией конструкций, ослабеванием соединений и разрушением сварных швов;
  • нарушением циркуляции теплоносителя;
  • неравномерный прогрев батареи в разных частях;
  • ощутимым увеличением расхода используемых топливных ресурсов.

Скопившиеся внутри металлических конструкций воздушные массы провоцируют постепенные коррозийные изменения, что является причиной разрушения системы и её преждевременного выхода из строя. Нужно как можно скорее избавиться от воздушных пробок.

Как убрать воздушную пробку из системы отопления?

Рассмотрим, как правильно выгнать, удалить воздух из системы отопления.

Первый шаг – определить место расположения этой пробки. На ощупь можно проверить равномерность прогрева труб и радиаторов.

Если возле батареи есть байпас (более тонкая труба – перемычка), нужно сравнить температуру на нём и радиаторе.

Если она байпас горячий, а радиатор нет – воздух в нём. Если они одинаково плохо прогреты – проблема у всего стояка.

Проверить свою догадку, можно, если легонько постучать металлическим предметом по поверхности вверху и внизу батареи. Там, где есть воздух, звук будет более звонким.

  • Кран Маевского. Специальным ключом, который идёт в комплекте с краном, или отвёрткой, откручивается ниппель крана. Воздух будет выходить с характерным шипением. Затем радиатор начнёт «плеваться» водой с воздухом и только когда побежит чистая вода,- можно закрывать ниппель.
  • Без крана Маевского. На некоторых батареях старого образца воздухоотводчиков нет, а есть только заглушка, залитая краской, а в ней болт. Работы с таким вариантом будет больше. Понадобится, подходящий по размеру, или разводной ключ и ведро с тряпкой. До того, как начать скручивание, к батарее нужно перекрыть доступ теплоносителя (делается это, чтобы обезопасить себя на случай срыва резьбы, тогда горячая вода хлынет потоком в дом).