Что такое вагонка

Вагонка. Виды и применение. Сорта и материал. Особенности

Вагонка – это обшивная доска имеющая соединение шип-паз, применяемая в качестве финишного отделочного материала. Своим названием изделие обязано изначальным применением исключительно для обшивки железнодорожных вагонов.

Материалы для изготовления вагонки
В зависимости от материала производства, разделяют 2 вида вагонки:
  1. Деревянная.
  2. Пластиковая.

Классической является именно деревянная вагонка. Для ее изготовления применяется древесина хвойных и лиственных пород. Чаще всего ее делают из сосны, ели, лиственницы, дуба, бука, липы. Она может иметь различный внешний вид профиля, ширину и длину.

Для вагонки из дерева характерно:
  • Натуральный внешний вид.
  • Экологическая безопасность.
  • Запах дерева.
  • Теплая поверхность.
  • Склонность к гниению.
  • Высокий риск коробления при сильных колебаниях влажности.
  • Усыхание.
  • Необходимость в пропитке или покраске.

Для изготовления пластиковой вагонки применяется ПВХ. Изделие поставляется в продажу длиной 3, 4 и 6 м. Его ширина колеблется в пределах 10-55 см. Материал может применяться для выполнения внутренней и наружной отделки. Он лишен недостатков древесины, но имеет слабые стороны, которых нет у дерева.

В целом в характеристике вагонки из ПВХ можно отметить:
  • Идеальная геометрия.
  • Отсутствие наружных дефектов.
  • Устойчивость к влажной среде.
  • Отсутствие необходимости покраски или пропитки.
  • Невысокая механическая прочность в сравнении с древесиной.
  • Небольшая масса.
  • Минимальное температурное расширение.

Сферы применения деревянной и пластиковой вагонки

В целом оба материала имеют одинаковую сферу использования. Их применяют для обшивки фасадов, стен внутри помещения, потолков, а также сборки тонких перегородок. Однако сфера применения каждого отдельного вида вагонки сильно ограничена. Изделие для обивки потолков очень тонкое, поэтому не подходит для стен, а тем более для фасадов. В то же время фасадная доска чрезмерно крепкая и зачастую грубая, поэтому ее использование внутри помещения финансово необоснованно или эстетически нецелесообразно.

Единственным исключением при использовании вагонки является ее монтаж в бане и сауне. Для этих целей применяются только деревянные доски. Несмотря на склонность древесины к деформации во влажной среде, она имеет высокую температурную устойчивость. Материал же из пластика теряет форму при нагреве, также бытует мнение, что при воздействии горячего воздуха ПВХ выделяет вредные испарения. Последнее утверждение верно, но при гораздо большем нагреве, чем это наблюдается в банях и саунах.

Чем отличается обычная деревянная вагонка от евровагонки

При покупке вагонки в ее наименовании можно встретить надпись «евровагонка». Это материал более высокого класса, который производится на том же оборудовании, что и обычная вагонка. При этом во время его производства осуществляется более строгий контроль качества.

Для изготовления обычной вагонки применяется ГОСТ, который был принят еще во времена СССР. В результате это изделие не отвечает современным требованиям отделки.

В первую очередь для этого ГОСТа характерно:
  • Высокая влажность на уровне 20-25%.
  • Ворсистая часто плохо простроганная поверхность.
  • Узкие соединения шип-паз.
  • Наличие большого количества элементов с существенными сколами, смоляными карманами, синевой и сучками.

Поскольку для изготовления такой вагонки применяется откровенно сырая древесина, то готовое изделие после монтажа сильно усыхает. Отдельные элементы сужаются настолько, что их шип выходит из паза соседней доски. В результате на поверхности просматриваются темные зазоры.

На фоне столь существенных недостатков обычной вагонки евровагонка смотрится материалом более высокого класса. В первую очередь это связано с его производством по европейскому стандарту DIN 68126/86.

Согласно этому стандарту к материалу выставляются следующие требования:
  • Уровень влажности 10-15%.
  • Широкий шип.
  • Наличие вентиляционных канавок.
  • Деление продукции на 4 сорта.
  • Отсутствие ворса на лицевой стороне.

Низкая влажность евровагонки минимизирует искривление доски после монтажа. Кроме этого даже если изделие и усохнет, то это будет малозаметно. Сужение скрывается широким шипом. Если доска сужается, то при ее втягивании из паза приоткрывается часть шипа, поэтому сквозные щели не появляются.

Евровагонку разделяют на сорта по внешним факторам. Чем выше сорт, тем дороже стоимость. При этом дорогой материал не имеет существенных дефектов, поэтому смотрится безупречно.

Сорта вагонки

Вагонка из пластика не разделяется на сорта. Она просто бывает глянцевой, матовой, гладкой или рельефной. Также с недавних пор можно встретить ПВХ вагонку с декоративным покрытием под сатин, ткань, натуральную кожу.

Вагонку из дерева делят на 4 сорта:
  • Экстра.
  • Первый или А.
  • Второй или В.
  • Третий или С.

Экстра – это материал премиум класса. Такая доска имеет безупречную поверхность. На 1 м.п. вагонки допускается наличие только одного здорового светлого сучка. Изделие может иметь смоляные карманы, но смола из них вычищается, а углубление заполняется шпаклевкой. После этого отремонтированное место зашлифовывается. В связи с этим для составления партии экстра, из десятков досок выбирают только несколько из них. Столь тщательная сортировка требует и соответственной оплаты, поэтому стоимость данного материала на порядок выше.

Для вагонки 1-го сорта отбирается доска с 2-3 сучками на 1 м.п. Каждая десятая доска в упаковке может иметь отклонения по тону до 10%. На лицевой части допускается наличие микротрещин.

При сортировке вагонки 2-го сорта отбираются доски, у которых имеются 1-2 выпадающие сучки на 1 м. Кроме этого они могут иметь трещины на лицевой поверхности длиной до 30 см. Допускаются торцевые трещины. До 5 % материала в упаковке может иметь следы поражения насекомыми. Доска имеет смоляные карманы, отличия по тону.

Вагонка 3-го сорта имеет самые существенные дефекты. При этом они не должны снижать механическую прочность доски. На ее лицевой поверхности могут быть выпавшие сучки диаметром до 2 см, смоляные карманы, отверстия от короеда, перепады по цвету, заболонь и пр. Также в данный класс относят вагонку без природных дефектов, но со сколами или прочими повреждениями от неаккуратного распила.

Свойства деревянной вагонки в зависимости от древесины

Вагонку изготовляют как из хвойных, так и лиственных пород древесины. Для последних характерно наличие в составе эфирных масел и смол, что препятствует впитыванию влаги, развитию грибков. В связи с характерным запахом такие доски чаще всего используют для наружной отделки. Однако считается, что хвойный запах положительно влияет на органы дыхания, поэтому такую вагонку традиционно применяют для обивки бани изнутри. В связи с кратковременным в ней нахождением наличие запаха хвои не раздражает так сильно, как в жилом помещении.

Вагонка из твердых пород не имеет смоляного запаха. При этом она гораздо хуже противостоит влажной среде. В связи с этим материал применяется только для внутренней отделки, за редким исключением. Лиственная древесина более плотная, поэтому является хорошим теплоизолятором. При ее применении в банях, поверхность стены меньше разогревается, но на практике это не столь ощутимо для органов чувств человека.

Хвойные деревья для производства вагонки
При изготовлении вагонки применяются хвойные деревья:
  • Ель.
  • Сосна.
  • Лиственница.
  • Кедр.

Ель не имеет ярко выраженных узлов. Доска из нее смотрится красиво и не имеет существенных дефектов. Мягкость древесины позволяет ее обрабатывать фрезой для получения сложного профиля. Ель сильно впитывает влагу, поэтому сразу после монтажа нуждается в обработке.

Для вагонки из сосны характерна самая низкая стоимость. Это связано с высокой распространенностью такой древесины. При этом нельзя сказать, что она существенно хуже более дорогих хвойных пород. Такая доска легкая, почти не трескается при вбивании гвоздей или скоб. Из сосновой вагонки выделяется смола, особенно на сучках. Это произойдет даже если окрасить доску. Дерево на протяжении нескольких лет выталкивает из себя смолу, которую нужно будет снимать, и подкрашивать потертое место.

Лиственница очень теплая и имеет особенный древесный рисунок. По мере высыхания ее прочностные характеристики возрастают. Доска имеет красноватый оттенок. Присутствующие в ней смолы отпугивают вредителей.

Наиболее ценной считается кедровая вагонка. Она очень прочная, теплая, износоустойчивая. Считается, что запах кедра действует оздоравливающе на легкие человека. Одним из неоспоримых его достоинств является отпугивание комаров. Москиты не любят кедровый запах и не залетают в помещения с такой обшивкой.

Лиственные породы
Для изготовления вагонки применяются лиственные деревья:
  • Липа.
  • Ольха.
  • Дуб.

Липовая доска достаточно мягкая, поэтому ее нельзя применять в помещениях, где на обшивку возможно механическое воздействие. Это недорогой материал, который со временем темнеет. При его первой покраске или пропитке нельзя экономить и использовать дешевое средство.

Доска из ольхи выделяет в воздух испарения дубильных веществ, которые положительно влияют на здоровье человека. В связи с этим такую вагонку используют для обивки спальных комнат. Благодаря плотности древесина выступает звукоизолятором, хорошо утепляет.

Дубовая вагонка самая дорогая из класса лиственной вагонки. Она самая прочная и долговечная. Поверхность вагонки имеет благородный внешний вид и глубокий цвет. Поэтому при ее покрытии обычно применяются бесцветные пропитки.

Деревянная вагонка для внутренних и для внешних работ

Практичный, эффектный и при этом экономически выгодный материал с одинаковым успехом может применяться как для внутренних, так и для внешних работ.

Что такое вагонка

Вагонкой называется обрезная тонкая доска со строгаными поверхностями. Ее главная особенность – присутствие гребней и пазов, которые дают возможность проводить монтаж ламелей быстро и качественно.

Пазогребневый метод сборки панелей позволяет изготавливать обшивку без щелей, которая не изменяет своего внешнего вида даже после длительной эксплуатации в условиях перепадов влажности и температуры.

Толщина ламелей невелика, поэтому масса облицовки небольшая. Это существенно облегчает ее монтаж, который при желании можно выполнить в одиночку. Кроме того, несущие конструкции не получают значительной дополнительной нагрузки.

Для изготовления вагонки используется различное сырье. Чаще всего это наиболее доступная для производителя древесина. Однако покупателю нужно точно знать, в каких условиях будет эксплуатироваться обшивка и выбирать дерево «под них».

Какая бывает вагонка

Всю вагонку можно разделить на два типа: из лиственных и из хвойных пород. Последняя содержит большие количества эфирных масел и смолы, что позволяет ей успешно противостоять высокой влажности и различным грибкам. Благодаря этому свойству вагонку из хвойных пород выбирают для внешней обшивки.

Сосна легка в обработке и имеет красивый рисунок на спиле. Ель славится отличными теплоизоляционными характеристиками. Но для саун и для бань эти материалы не годятся, поскольку на их поверхности выделяется смола.

Для внутренней облицовки, в том числе банных помещений, используют лиственницу, липу и ольху. Они отличаются меньшей долговечностью, без особой обработки быстро загрязняются и могут утратить первоначальный цвет.

Однако при этом лиственные породы имеют высокую пористость, что дает им возможность выдерживать повышенные температуры. Березовая вагонка очень чувствительна к влаге, поэтому используется только в сухих помещениях. Самым долговечным и прочным материалом считается облицовка из дуба.

Монтаж

Хорошие эксплуатационные свойства вагонки сохраняются только при условии правильного монтажа. Его основной особенностью является свободное крепление. Это означает, что панели фиксируются с помощью специальных элементов — кляймеров, которые надежно придавливают нижнюю часть замка к основе.

Такой метод обеспечивает свободное расширение ламелей по всей длине. Кляймеры на облицовке не видны. Они закрываются каждой последующей панелью. Таким образом отсутствует необходимость использования для их маскировки заглушек или декоративного шпаклевания.

На правильно обшитых вагонкой поверхностях отсутствуют щели, трещины, подъемы в виде домика и любые другие деформации.

При монтаже ламели чаще всего располагают горизонтально или вертикально. В первом случае попадание влаги внутрь замка полностью исключено, что идеально для фасадной облицовки.

Вертикальное расположение панелей позволяет компенсационным пазам, расположенным на тыльной стороне вагонки, эффективно отводить влагу. Такой вариант особенно хорош для парилок и саун.

Эффектно выглядит обшивка из ламелей, собранных по диагонали. Однако это достаточно трудоемкий и неэкономичный вариант.

Для обшивки вагонкой на основании собирается каркас, расстояние между несущими профилями которого составляет от 0,4 до 0,6 м. Система может быть изготовлена из древесины или из оцинкованного профиля.

В первом случае для крепления кляймеров можно будет использовать гвоздики, для профилей потребуются саморезы по металлу или заклепки. Ламели монтируются на каркас с небольшим компенсирующим зазором относительно ограждающих конструкций.

По окончании монтажа все примыкания, а также внутренние и наружные уголки накрывают специальными доборными элементами. В некоторых случаях для этого можно использовать канат из льна, пеньки или джута.

Он особенно хорош для герметизации криволинейных поверхностей, поскольку легко повторяет очертания любой конфигурации.

В продажу поступает разновидность материала, именуемая евровагонкой. Это высококачественный продукт, производящийся в нашей стране по европейским стандартам. Он более сложен в изготовлении и, соответственно, имеет более высокую стоимость по сравнению со стандартной вагонкой. Однако изделия под маркой евро более долговечные, качественные и практичные.

Их сечение имеет более сложную форму. Шип длиннее, достигает в длину 0,8-1 см, что позволяет предотвратить появление щелей даже в условиях серьезных влаго-температурных перепадов. Стандартная толщина евро ламелей составляет 12,5 мм.

На их обратной стороне обязательно присутствуют компенсирующие/вентиляционные канавки. Панели выпускаются в нескольких вариантах профиля. К евровагонке предъявляются более высокие требования качества. Она более гладкая, соединяется плотно и легко. Кроме того, такие ламели подвергают принудительной сушке.

Их влажность варьируется в пределах от 10 до 15%. Это делает невозможным возникновение биологических повреждений или деформаций в процессе эксплуатации, установки или хранения.

Вагонка из дерева отличается высокими тепло- и звукоизоляционными свойствами, небольшим коэффициентом температурного расширения и хорошей пластичностью.

Ее легко обрабатывать и при необходимости ремонтировать. Специалисты уверены, что деревянная вагонка – одно из лучших решений для отделки строительных конструкций. опубликовано econet.ru

Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта здесь.

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

Вагонка и её разновидности

Вездесущая Википедия говорит, что вагонка – это «тонкая обшивочная доска, продукт переработки древесины. Толщина, как правило, не превышает 22 мм». И это всё! А ведь на самом деле, как отмечают специалисты компании «Евровагонка Дом», мир вагонки намного шире, чем неизвестно кем установленные для этого интереснейшего строительного материала рамки в 22 миллиметра.

Откуда она пришла

Существует несколько версий происхождения вагонки. Основная из них гласит, что своим появлением материал обязан развитию железных дорог. Его пик приходился на начало позапрошлого века, когда практически все вагоны обшивались тем, что сегодня можно встретить в каждой русской бане. Выбор не случаен: во-первых, оба помещения должны быть максимально герметичными, во-вторых, и в парилке, и в железнодорожном вагоне надо каким-то способом удалять водный конденсат.

Изготовленные из первосортной древесины тонкие доски великолепно справляются с этой задачей. Герметичность обеспечивается пазошипным сочленением, а имеющиеся на тыльной стороне вентиляционные пазы удаляют избыточную влагу. Часто называют даже точную дату, 1846 год, когда стены вагонов начали обшивать именно таким образом. Впрочем, есть сведения, что вагонку изобрели гораздо раньше, а железнодорожники лишь воспользовались удачной находкой.

Битва стандартов

Правильное название материала, который вполне можно назвать народным, – обшивочная доска, и все знают, как она выглядит. А вот дать точный ответ на вопрос, чем отличается вагонка от евровагонки, иногда не может даже искушенный строитель. На самом деле все просто – выпуск обивочной доски регламентируется европейским стандартом DIN 68126 (евровагонка) и отечественным ГОСТ 8242–88. Посмотрим, так ли велики заложенные в нормативных документах отличия.

Оказывается, что особой разницы между этими двумя видами обшивочных досок нет, и приставка «евро» лишь подчеркивает, как принято в нашей стране, особый стандарт качества. Более того, наши производители иногда лукавят: изготовленную по отечественным гостам продукцию называют евровагонкой, тем самым подчеркивая достоинства пиломатериала. Это не более чем маркетинговый ход, однако, он настолько распространен, что фактически стал стандартом рынка. Раз это так, специалисты компании «Евровагонка Дом» выделили отличия, которые особенно важны для того, чтобы сделать правильный выбор:

Герметичность

Важнейшими элементами вагонки являются паз и входящий в него гребень (или шип). Чем больше его размеры, тем прочнее стык, однако изготовление таких шипов требует высокоточного деревообрабатывающего оборудования. Там, где его нет, размер шипа не превышает 4-6 мм, и вагонка классифицируется как обычная. Если же размер шипа достигает 8-9 мм (по DIN 68126 не менее 9% от ширины ламели), говорят о евровагонке. Эта величина в европейском стандарте выбрана не случайно. При повышенной влажности и температуре дерево естественным образом деформируется, а значит, при меньших размерах шипа почти наверняка появятся нарушающие герметичность щели.

Вентиляция

С тыльной стороны обшивочной доски должен быть канал, позволяющий проветривать покрытие, предотвращая тем самым образование конденсата. Более того, благодаря продольной выборке удается снять вызванные перепадом температур и влажности внутренние напряжения, а значит – уменьшит деформацию. Считается, что наличие такого канала как раз и отличает нашу вагонку от европейского аналога. На самом деле это не совсем так, просто отечественные стандарты шире, и допускают оба варианта. Разумеется, для сауны, да и любого другого помещения лучше брать то, что в продаже называется именно евровагонкой.

Влажность

По показателям влажности различия довольно велики, и если для европейского варианта древесина не может иметь влажность выше 12% (на практике существенно меньше), отечественная вагонка бывает откровенно сырой – до 24%. Разумеется, это всего лишь «средний показатель температуры по больнице», и наши производители давно научились сушить дерево. Тем не менее, стоит помнить, что влажная вагонка, если не принять специальных мер, наверняка покоробится, покроется грибком, изменит цвет и т.п.

Сортность

Все сорта и обычной, и евровагонки изготавливаются одинаково, с применением тех же самых сушилок и станков, а отбраковка и классификация производится уже после получения готовой продукции. Обычно выделяются три основных сорта: А, В и С, что соответствует российским 1, 2 и 3 сортам. При отборе учитываются как природные, так и производственные дефекты древесины, причем часто производители используют дополнительные категории (например, «Экстра», «Прима» и т.п.) или объединяют сорта в группы (ВС, ВС+ и др.).

Когда на плоскости скучно

Первоначально наружная поверхность обшивочной доски была исключительно плоской, однако в последние десятилетия стереотип был сломан. От старой доброй вагонки остался лишь принцип стыковки ламелей и необходимый для проветривания вентиляционный канал. Ниже, специалистами компании «Евровагонка Дом», представлена информация о наиболее популярных вариантах обшивочных досок, которые тоже считаются вагонкой, хотя к железной дороге уж точно отношения не имеют.

Блок-хаус

Заготовки профилируются так, чтобы стена, на которую их уложили, выглядела точно так же, как изготовленная из цельных оцилиндрованных бревен. При этом все остальные достоинства вагонки, такие как простота монтажа, способность «дышать», малый вес и доступная цена, остаются в сохранности.

Панель

Примерно то же, что и блок-хаус, но имитируется не бревно, а выпиленный из него брус.

Американка

Профиль этой вагонки клиновидный, что позволяет имитировать укладку панелей внахлест. При этом доски соединяются, как и у обычной вагонки, шипами, что делает стык герметичным и хорошо защищенным от атмосферных осадков.

Штиль

Эта разновидность вагонки чаще известна под такими именами, как «колхозница» или «крестьянка». Вероятно, такие имена характеризуют предельную лаконичность профиля, который внешне выглядит как обычная гладкая доска. Штиль не имеет характерной полки, благодаря чему поверхность после укладки вагонки выглядит идеально гладкой, без видимых стыков.

Порода дерева: какую вагонку выбрать

Внешний вид деревянной вагонки зависит от породы, из которой она изготовлена. Также выбор влияет на свойства материала. Бывает вагонка 2 видов: из хвойных и лиственных пород.

Хвойные деревья

Наибольшее распространение получила вагонка из хвойных пород дерева. Здесь встречаются как элитные, так недорогие сорта.

  1. Сосна. Самая популярная и дешевая порода дерева, из которой изготавливаются почти все виды вагонки и любые виды профиля. Благодаря содержанию смолы, устойчива к воздействию окружающей среды и гниению.
  2. Ель. Имеет рыхлую структуру с низкой плотностью, что существенно улучшает теплоизоляционные свойства дерева. При этом ель плохо переносит высокую влажность. Еще один минус материала – вся еловая вагонка имеет много сучков.
  3. Кедр. Имеет красивый цвет и выраженную текстуру. Кедр – мягкое дерево, которое легко обрабатывается. Из-за этих свойств он высоко ценится. Однако устойчивостью к гниению кедр похвастаться не может.
  4. Лиственница. Особенностью этого материала является большое содержание в составе камеди и высокая плотность. Поэтому все доски из лиственницы отлично переносят атмосферное воздействие. Отличается повышенной устойчивостью к гниению.

Какие породы использовать, а какие нет – зависит от условий, в которых будет находиться дерево. Все виды материала имеют разный срок службы и по-разному переносят воздействие.

Область применения вагонки

Вагонка из дерева используется достаточно давно в качестве отделочного материала. Она хорошо подходит для внешних и внутренних работ. Ее популярность можно объяснить непередаваемой аурой, которую дарит древесина. Ведь невозможно повторить рисунок древесины, и каждое помещение будет уникально. Современную деревянную вагонку зачастую используют для внутреннего оформления. Обшивка зданий деревянной вагонкой встречается намного реже. Изначально, при применении вагонки отсутствовали шиповые соединения, впоследствии они появились для удобства. Монтаж упростился, уменьшился и риск деформации.

Важно различать вагонку и МДФ. МДФ изготавливается из древесной стружки и существенно проигрывает по качеству и внешнему виду. Для отделки парной, сауны или бани, деревянная вагонка является, пожалуй, единственным подходящим материалом. Разве что стоит задуматься над породой древесины. Но вагонка также популярна для отделки коттеджей, кухонь, мансард, веранд. Дом с такой отделкой будет дарить уют и тепло. Внутреннюю отделку обычно производят хвойными породами, бани и парные – липовыми, ольховыми, кедровыми породами, ванные комнаты обычно облагораживают дубовой вагонкой.

Плюсы вагонки

Преимуществ вагонки множество, вот некоторые из них:

  • Кроме отличного внешнего вида, можно упомянуть еще и хорошие звуко- и теплоизолирующие свойства. Это объясняется наличием воздушной прослойки между панелями и зашиваемой поверхностью. Также эта прослойка обеспечивает циркуляцию воздуха, соответственно, уменьшаются процессы гниения и образования грибка. А это напрямую влияет на срок службы. Обычно вагонку меняют не от того, что она пришла в негодность, а зачастую от желания сменить внешний вид. Она может служить десятилетиями.
  • В сравнении с пластиковой вагонкой, деревянная более долговечна, и способна выдержать воздействия, от которых пластик просто расколется.
  • Производить облицовку вагонкой достаточно просто, все панели без труда стыкуются между собой благодаря пазам.
  • Применение вагонки дает простор фантазии для дизайнеров – существует большое количество оттенков и текстур. При вертикальном расположении светлых панелей происходит зрительное увеличение помещения, а вагонка из темных пород дерева, расположенная горизонтально, – визуально сужает внутреннее пространство.
  • В парной вагонка полезна тем, что при нагревании выделяются полезные для организма вещества. В плюсы можно записать, что горячая вагонка не обжигает кожу как другие материалы.
  • Ну и соответственно, главным достоинством будет натуральность и экологичность материала. Дерево способно создать неповторимую ауру в комнатах загородного домика. В принципе, вагонку можно считать универсальным материалом для внутренней обшивки помещения. Пока еще не существует альтернативного материла, который бы превзошел по экологическим параметрам.

Минусы вагонки

Но кроме достоинств вагонка в качестве материала для отделки помещений обладает и негативными особенностями. Среди недостатков вагонки числятся:

  • Дерево – материал горючий. Крайне нежелательно использовать вблизи открытый огонь.
  • Высокая цена, обсловленная натуральным происхождением материала.
  • Требуется регулярная антибактериальная обработка, чтобы предотвратить образование грибка и плесени.
  • Демонтаж вагонки весьма кропотлив, потребуется тщательная подготовка поверхности.
  • Эфирные масла древесины могут быть опасны для аллергиков.
  • Вагонка весьма восприимчива к древесным вредителям и паразитам.
  • Тяжела. При обшивке потолка требуется обратить внимание на качество крепежа.

Разновидности вагонки

Наиболее часто используют обычную и евровагонку. В чем отличие? Учитывая качественные характеристики, евровагонка лучше. Ее древесина практически не имеет дефектов, а элементы соединения более удобны по размерам.

В действительности к продаже предлагается материал, называемый «евровагонка», который с ней не имеет ничего общего, поскольку далек от стандартов Европы. Может быть и наоборот: высококачественную вагонку считают обычной, то есть в данном случае такие определения условны.

Классификация вагонки

Выясняя, какая бывает вагонка, следует учитывать традиционную классификацию материала по:

  • по сорту. Эта классификация относится к произведенной из дерева обшивке и зависит от качества обработки и исходного сырья. Информация о том, как выбрать вагонку желаемого сорта, приведена ниже;
  • материалу. Помимо строганой обрезной доски с профилированными боковыми сторонами используется также пластик, имитирующий древесину или другие текстуры, а также МДФ;
  • профилю. Выделяют разные типы, представленные на иллюстрации ниже. Они различаются размерами шипа и паза, сглаженностью внешней поверхности, типом образуемого после облицовки поверхности рисунка;
  • по цвету. В основном широкую гамму оттенков предлагают производители пластиковых и МДФ панелей, деревянные соответствуют исходной породе древесины или отличаются от нее благодаря специальной обработке;
  • по наличию или отсутствию вентиляционных пазов. Для деревянной доски паз желателен, но не обязателен, для пластиковых или МДФ панелей считается необходимым;
  • по размерам. В зависимости от габаритов помещения (подлежащих облицовке поверхностей) рациональным является выбор двух- или трехметровых планок;
  • по качеству производства и, соответственно, стоимости.

Определение класса вагонки (сортность)

По внешнему виду определить, какая вагонка лучше, можно только с учетом знаний о требованиях к сорту (классу) материала. При этом приведенные в таблице данные относятся к деревянным облицовочным планкам.

Требования к пиломатериалам определяются ГОСТ 8242-88, который нормирует также все профильные изделия из древесины и древесных материалов для строительства.

Как видно из таблицы, основное внимание уделяется не разделению всех пиломатериалов на сорта вагонки, а общим требованиям к их качеству, эксплуатационным характеристикам и внешнему виду.

Помимо отечественного стандарта, соответствующее качество панелей определяется европейскими нормами и личными классификатором производителя:

  • DIN EN 15146:2006 – хвойная древесина, без пазов и шпонок;
  • DIN EN 14951:2006 – то же, лиственные породы;
  • DIN EN 14519:2005 – хвойные породы, с пазами и шпонками;
  • DIN 68 126-1:1986-10 – пиломатериалы профилированные с пазом и гребнем;
  • DIN 68 126-3:1983-07 – то же, конкретно для сосны, ели, пихты.

Если производитель вводит свой стандарт и классификацию, характеристики вагонки должны соответствовать или превышать аналогичные параметры отечественного ГОСТа.

Особенности вагонки в зависимости от материала

С точки зрения экологии и благоприятной атмосферы в жилье вопрос, какая вагонка лучше для дома, однозначно решается в пользу деревянных панелей. При этом для технических и общего пользования (балконы, лоджии, коридоры, террасы) помещений приемлемы панели от «бюджетных» пород древесины – сосны, ели. Для использования в условиях повышенной влажности (бани, сауны, ванные комнаты) более рационален выбор осины или липы. Из какого дерева вагонку предпочесть для спален, гостиных, кухонь и других жилых помещений – зависит от возможностей и вкусов пользователя. Очень популярными являются панели из лиственницы, кедра, ясеня, дуба и прочего. Такие изделия – отличный способ облицовки поверхностей с возможностью получить эксклюзивный интерьер.

Срок использования качественных панелей из дерева 1…2 сортов составляет 15…20 лет, при дополнительной обработке – до 50 лет. Такие параметры свойственны древесине камерной сушки с влажностью 8…12%, при нарушении этого условия материал может загнивать, плесневеть, трескаться и соответственно выходить из строя раньше.

Бюджетные варианты – вагонка для внутренней отделки дома из МДФ и ПВХ – имеют свои преимущества. Для полимерных панелей свойственен небольшой вес, но меньшая, чем у деревянных планок, жесткость и прочность. При этом важно различать вагонку для внутренних работ европейского и китайского производства, сильно отличающиеся по качеству.

Сорта вагонки

Вагонка – прекрасный пиломатериал для облицовки помещений. Данный материал прекрасно подчеркивает естественную красоту интерьера, делая его уютным и теплым. Если Вы решили купить вагонку в Москве, то самым главным моментом при выборе, является сорт материала. Ориентация на тот или иной сорт, позволит Вам в значительной мере сэкономить средств абсолютна без ущерба эстетической привлекательности интерьера. На сегодняшний день, известно 3 наиболее распространенных сорта вагонки:

  • Вагонка сорт А. Пиломатериалы с полным отсутствием производственных дефектов (допустимы шероховатости в небольших количествах). Вагонка данного сорта не содержит синевы, гнили, червоточины, обзола и прорости. Диаметр сучков не должен превышать 15 мм (могут присутствовать черные сучки небольшого диаметра). Сорт А – вагонка, цена за м2 которой является наиболее высокой, однако и качество материала, так же максимально высокое.
  • Вагонка сорт B. Вагонка, цена и качество которой является средним между сортом А и сортом С. Пиломатериал, который допускает присутствие значительно большего количества повреждений и дефектов. Важное отличие данного сорта вагонки – допустимость непрострожки на торцевой части изделия. Допустимо наличие незначительных сколов, трещин, запилов и вмятин, величиной не более 15 мм на 30 см погонного метра изделия. Пиломатериал может иметь сердцевины, засмолки, окраску, синеву (не более чем 10%), а так же прорости (не более 200 мм на ширину). Так же вагонка может иметь белые сучки различного размера (черные и выпадающие сучки не должны превышать размер 20 мм).
  • Вагонка сорт C. Вагонка стоимость м2 которой является самой низкой, а сам материал имеет множество допусков по производственным дефектам. Подобные изделия допускают наличие смоляных кармашков, засмолки, сердцевин, проростей, синевы, окраски, гнили, обзола и червоточин. Подобная вагонка может содержать практически любые производственные дефекты, по размерам, не превышающие 1/5 общей плоскости. При этом, наличием сучков у вагонки класса С может содержаться без ограничений.

Несколько советов

В том случае, если расчет будущего облицовочного материала был выполнен неверно, могут возникнуть излишки материала. В результате возникает вопрос, что сделать из остатков вагонки?

Вариантов решения данной задачи может быть несколько:

  • Использовать его для отделки других помещений.
  • Использовать в качестве основы для создания элементов декора – фоторамок, картинных рамок и т. д.
  • Оформить мебель посредством деревянных досок.
  • Сделать скамейку или табурет. Также вагонка подойдет для создания столешницы.

При грамотном использовании фантазии вагонка в интерьере может использоваться в различных целях, поскольку материал является универсальным.